МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа

 

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

 

Авторы:

Макарычева И.В., учитель начальных классов

Антонова М.И, директор  школы,

Цветкова Г.Н., заместитель директора по УВР

 

МОУ Воскресенская СОШ Некоузский МР Ярославской области

 

МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа  находится в  селе Воскресенское, в 39 километрах от районного центра Некоузского района Ярославской области. Наша школа  – это  70 человек обучающихся. Из них почти  70%  - мальчики. Классов – комплектов – 10, из них два класса – мальчиковые, в остальных преобладает мужской контингент.

 Анализ результатов итоговой аттестации по ступеням обучения показывает, что пол ребенка не определяет качества образования. Большинство учащихся по результатам медосмотров занимаются в основной физкультурной группе, хотя имеющих проблемы в здоровье среди девочек больше.  68% детей проживают в малоимущих семьях, почти 30% детей из неполных семей. Постепенно происходит снижение интеллектуальности у детей. 

    Анализ уровня образования родителей показывает, что низок   процент родителей с высшим образованием. (В основном, это родители- учителя) Уровень образования мам выше, чем уровень образования отцов. Есть  родители, имеющие  только среднее или  основное общее образование.

Родители предъявляют заниженные требования к образованию  детей, некоторые не видят необходимости изучения ряда предметов, получения среднего образования вообще. К сожалению, только 5% родителей активно стремятся к педагогическому самообразованию, пытаются разобраться в сущности современных образовательных процессов, участвуют в подготовке и проведении мероприятий. Остальная часть родительского коллектива равнодушно относится к школьной жизни своих детей.

 Коллектив педагогов школы высококвалифицированный: 83% учителей имеют высшее образование,  70%  педагогических работников  аттестованы  на высшую  и 1 квалификационные категории, 45% педагогов работают в школе  более  20 лет. 3 педагога школы – победители  приоритетного национального проекта   «Образование». К сожалению, есть цифры нас огорчающие: 61% педагогов старше 40 лет   и только 12%  педагогов – мужчины.

Проанализировав   социальный  портрет школы и результаты анкетирования, мы выявили   следующие проблемы:

  • широкое распространение равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, немотивированной  агрессивности, неуважительное отношение к государству, социальным институтам.
  • преимущественно женский состав педагогического коллектива лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт.
  • усложнение взаимоотношений с семьей. Прагматичные установки ряда семей вступают в противоречие с ценностями и духом школы
  • особенность контингента детей требует гендерного подхода в вопросах обучения и воспитания - учёта специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно – воспитательного процесса (содержание, методы обучения, организация школьной жизни, педагогическое общение, набор предметов и др.).

В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем  воспитания гражданственности и патриотизма.

  Основная идея  патриотического воспитания  учащихся заключается в формировании готовности их служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.

В  нашей школе  сложилась  система работы по формированию таких качеств как Долг, Честь, Совесть, Достоинство, Любовь к Родине, а также возрождению национальных традиций русского народа  способствует организация и проведение мероприятий, участие в коллективных творческих делах: День Защитников Отечества, День Победы, уход за могилами  погибших  участников войны, праздничные  концерты, посвященные ветеранам войны и труда.

Являясь инновационным учебным заведением,  школа осуществляет  вовлечение обучающихся в непрерывную систему  воспитания  через  общеобразовательные учебные программы и программы обязательного дополнительного образования. Ведется исследовательская работа по данному направлению. В 5 - 11 классах школьники изучают ОБЖ,  предмет, который предусматривает изучение строевой и огневой подготовки.

Из общей цели гражданско-патриотического воспитания вытекают следующие задачи, выполнение которых способствовало бы возрастанию дееспособности российских граждан, значительному повышению уровня их социальной активности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству.

Принципы:

  • ориентации на идеал
  • следования нравственному примеру
  • идентификации (персонификации)
  • диалогического общения  
  • системно-деятельностной организации вос­питания
  • демократичности,

сформулированные в Стандартах второго поколения, лежат в основе реализации  модели «Воспитание патриотизма и гражданственности  в сельской малокомплектной школе  через гендерный подход»

Гендерное воспитание - это формирование социальных ролей для мужчины и женщины. Женщина воспитывает патриотов, мужчина является защитником. Именно с этого начинается патриотическое воспитание подрастающего поколения. Мы решили  уделить внимание этому вопросу, так как считаем, что мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному, что объясняется их характерологическими различиями. «Работу с учащи­мися необходимо грамотно дифференцировать, обеспе­чивая развитие личностных компонентов психического мира и девочек, и мальчиков» [Чубарова, 2003, с. 172]. Воспитание с учетом гендерных особенностей учащих­ся требует отбора такого материала и применения та­ких методов и форм работы, которые соответствова­ли бы разному типу функциональной асимметрии моз­га в восприятии информации, запросам и девочек, и мальчиков [Теплов, 1998, с. 358].

 В модели  мы  представляем  все воспитательные центры и комплексы образовательного учреждения. Оранжевым цветом выделен «Внутренний учебный комплекс» (учебные кабинеты, спортзал, мастерские школы), зелёным- «Внутренний внеучебный комплекс» (объединения по интересам, дополнительное образование, школьная музейная комната, библиотека, полигон вождения), розовым - «Внешний воспитательный комплекс села» (оздоровительный лагерь, производственная практика, спортивный городок, пришкольный участок) и голубым – «Внешний воспитательный комплекс района и области» ( СПК, школы муниципального района, музыкальная и спортивная школа, дом культуры).

 Во внутреннем учебном комплексе мы планируем  использование  потенциальных возможностей предметных областей для формирования патриотического воспитания  обучающихся через   гендерный подход. За основу взята  таблица «Создание образовательных систем социализации учащихся» Зарецкой И.И.(Приложение1)

 На сегодня гендерный подход осуществляется нами  в 2-х предметных областях: технологии и физической культуре.

Вся воспитательная работа строится по 9 направлениям.

 Во внеучебном комплексе и воспитательных комплексах села, района и области  мы планируем  реализовать  две программы воспитания: мальчик-юноша-мужчина и девочка-девушка-женщина.(Приложение2)

У учащихся необходимо формировать представление о жизненном предназначении мужчины и женщины, их устойчивых качествах и чертах  характера, раскрывать физиологические, психологические и этические особенности юношей и девушек. Например, на  муниципальный конкурс литературно-музыкальных композиций  мы пишем такие сценарии как «Ромео и Джульетта в солдатских шинелях», «Подвиг матери и солдата бессмертен». Акцент при этом делается на выработку таких качеств как честность, доброта, доверие, преданность, взаимная поддержка, помощь, забота.

 В работе по формированию культуры пола вместе с традиционными формами (клубы, кружки, объединения для мальчиков и девочек, специальные конкурсы)  мы планируем  проведение дискуссий, бесед, ролевых игр, практикумов, коллективных обсуждений книг, музыкальных произведений, кинофильмов и спектаклей.

 При подготовке и проведе­нии мероприятий патриотического характера на осно­ве гендерного подхода педагогами  может быть исполь­зован следующий материал для достижения более ка­чественных результатов во влиянии на патриотическое сознание и поведение.

Мы планируем  использование диагностической  методики для изучения качества процесса патриотического воспита­ния. Её цель – наблюдение за гендерными особенно­стями (различиями) мальчиков и девочек при включе­нии в акции патриотического характера.

 

Библиографический список

  1. 1.   Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991.
  2.  Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира.  Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
  3. Научно- практический журнал «Завуч .Управление современной школой.»-  2007 - № 6 - с.74; 2008- № 8- С.49
  4. Теплов Б.М. Психология и психофизиология ин­дивидуальных различий   избр. психол. тр. / под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Воронеж : Ин-т практ. психо­логии: МОДЭК, 1998.
  5.  Чубарова С.А. Новые здоровьесберегающие техно­логии в образовании и воспитании детей // Развитие личности. 2003. №2. С. 171–187.

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz