МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа

 

«Воспитание гражданственности и патриотизма в Малокомплектной сельской школе»

МОУ Воскресенская СОШ

Курицына И.В.

 

          В       начале прошлого учебного года  наша школа получила статус региональной инновационной площадки (РИП) инновационной инфраструктуры департамента образования. Тема РИП «Воспитание гражданской идентичности обучающихся сельских школ в процессе реализации социально значимых проектов». В состав площадки входят 12 школ нашей области, каждая из которых работает как в целом над данным проектом,  так и конкретно над какой-то проблемой.

 

Тема нашей школы «Воспитание гражданственности и патриотизма через  гендерный  подход»

 

     Патриотическое воспитание- это формирование патриотических  взглядов и убеждений, чувств и норм поведения. «Становление основ гражданской идентичности и мировозрения» В Федеральном государственном образовательном стандарте стоит на первом месте. На разных этапах развития общества изменялся характер патриотизма. В настоящее время он рассматривается во взаимосвязи гендерного, ценностного, гуманистического и  культурологического воспитания.

    Гендерное воспитание- это формирование социальных  ролей для мужчины и женщины.     Женщина воспитывает патриотов, мужчина является защитником. Именно с этого начинается патриотическое воспитание подрастающего поколения. Для осмысления, воспитания понимания того, что значит быть мужчиной, быть женщиной, требуется много времени. Современная школа , к сожалению, этому вопросу уделяет мало внимания, в то время как мальчиков  и девочек  нужно воспитывать по-разному, что объясняется их характерологическими различиями.

 В семье, школе, внешкольных учреждениях должны быть две программы воспитания: мальчик-юноша – мужчина и девочка- девушка- женщина. Почему наша школа заинтересовалась данной проблемой? Рассмотрим характеристику классов по половому признаку.  Мы видим, что мальчиков в школе значительно больше; третий, пятый и восьмые  классы- это чисто мужские коллективы; в 4 классе- одни девочки.

     Цель работы : Воспитать  выпускника, способного к приоритетному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе;

n     Обеспечить воспитание гражданской идентичности  с помощью специальной педагогической технологии дифференцированного подхода к обучению мальчиков и девочек.

n     Задачи:

Апробация технологии дифференцированного подхода к обучению мальчиков и девочек   с учётом психологических и личностных особенностей;

 - Выработка соответствующих форм и методов работы;

 - Создание психологически комфортной обучающей и воспитательной среды с учётом гендерных аспектов формирования личности учащихся;

- Экспериментальная проверка гипотезы о целесообразности введения технологии раздельного обучения мальчиков и девочек в начальной школе.

 

 

При раздельном обучении мальчиков и девочек легче воспитывается уважение к девочке, женщине. В начальных классах девочки обычно крупнее мальчиков, лучше развиты, порой- сильнее, поэтому мальчикам  непонятно, что девочки «нежные и слабые» и их нужно защищать, а девочкам непонятно, что мальчики – «смелые, сильные, опора в жизни». В раздельных классах это временное несоответствие не так заметно.

   Поэтому в школах необходимо осуществлять не просто воспитание детей, а поло-ролевое воспитание. Суть его – в овладении культурой в сфере взаимоотношения полов, в правильном понимании роли мужчины и роли женщины в обществе. Главное, это помочь мальчикам стать мужчинами, а девочкам – женщинами.  Преимущественно женский состав педагогического коллектива лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками.

    Ожидаемые результаты:

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств как:

 

Для мальчиков:

  • осознанное желание служить Отечеству
  • смелость
  • благородство
  • трудолюбие
  • совершенствование физической силы
  • умение преодолевать трудности
  • придти на помощь
  • независимость
  • индивидуальность

 

 

:

 

Для девочек:

  • доброта
  • женственность
  • уступчивость
  • умение прощать
  • чувство сострадания
  • забота  о слабых, больных, пожилых

 

Чтобы войти в состав площадки была проведена большая работа:

- изучен опыт других школ;

- создана материально- техническая и правовая базы ;

- проведены круглые столы, семинары для педагогов и специалистов учреждения, встречи с родителями обучающихся;

- проведен мониторинг;

- оформлена и проведена защита заявки на статус региональной площадки.

 

Срок реализации проекта: 3 года

1 этап- , который был в прошлом году- организационно- подготовительный. На заседании в Институте Педагогики и психологии у куратора проекта Байбородовой Людмилы Васильевны школа получила техническое задание- разработать методический комплект по воспитанию гражданской идентичности на уроках технологи в начальной школе с учётом гендерного подхода. Все работы выполняются под стандарты второго поколения. В итоге разработан методический комплект, в состав которого входят:

- методические рекомендации о различных подходах в обучении мальчиков и девочек, так как программой предусмотрено совместное обучение, о принципах работы с ними;

- разработаны примеры уроков, которые помогут достичь планируемых результатов в патриотическом воспитании с учётом гендерного подхода;

- приведены примеры проектов для мальчиков и девочек;

- разработан комплекс мероприятий на основе связи урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

- приведены материалы из опыта работы.

2 этап- основной- (2012-2013 учебный год. ) предусматривает проведение теоретических и практических занятий с обучающимися; промежуточный мониторинг; проведение круглых столов и семинаров с педагогами района.

3 этап- аналитико- обобщающий (сентябрь 2013- май 2014)

- обобщение результатов деятельности; организация межмуниципального семинара; распространение опыта работы.

 

     Школа выполняет социальный заказ родителей и обучающихся и социальный заказ может быть разный  : одни хотят получить такое образование, чтобы поступить в ВУЗы, другие- в средние специальные учебные заведения, училища, лицеи, третьи- получить права тракториста и остаться работать на селе. И все эти заказы мы должны выполнять. Рассмотрим распределение выпускников за последние 3 года.

Учебный год

ВУЗ

ССУЗ

НПО

Получили права тракториста

Остались работать на селе

2011-2012

1- 33 %

-

1-33 %

2 -100%

1- 33%

2010-

2011

(2 золотые медали)

4- 57%

1 – 14%

1-14 %

3-100%

1- 14%

2009-2010

(1 золотая медаль)

5-45%

-

4- 36%

6-100%

2- 18%

 

  А в заключении хочется сказать- сегодня очень много говорится  о патриотическом воспитании, которое является приоритетным. А кто такой патриот? Это в первую очередь человек, который любит свою землю, работает на ней. Порой наши выпускники не всегда показывают хорошие результаты сдачи ЕГЭ, но права тракториста они получают всегда и своим трудом приносят конкретную пользу. Ведь должен же кто-то и хлеб растить!

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz