МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа

 

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Воскресенской СОШ, работающей по ОС «Школа 2100», разработана в соответствии:

1. с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

2. концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Программа определяет содержание, организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную, успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира,  принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),  составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
  • предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

            - технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

            - проблемно-диалогическую технологию,

            - технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  1. пояснительная записка;
  2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  3. примерный учебный план;
  4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  5. программы отдельных учебных предметов, курсов;
  6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  7. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  8. программа коррекционной работы;
  9. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативная база

Закон РФ «Об образовании»

 

Ст.9 п.6.: Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся

Типовое положение об  общеобразовательном учреждении, (утверждёно постановлением Правительства Российской Федерации в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919).

пункт 44 Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)

п.14 записано: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального  общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной  реализации учебной деятельности, обеспечивающей  социальную успешность, развитие творческих  способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья  обучающихся».

 

Концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

 

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

 

Устав школы

 

санпины

 

Охват – 4 года

 

 МОУ Воскресенская СОШ находится на расстоянии 37 км от районного центра села Новый Некоуз и располагается в нетиповых приспособленных зданиях. Её микрорайоном и одновременно культурно-образовательным пространством развития школьников является село Воскресенское. Уровень социально-экономического развития территории низкий. Инфраструктура:

  • производственные организации – СПК «Родионово», ООО «Новинское»,
  • образовательные учреждения – детский сад,
  • культурно-досуговые – библиотека, дом культуры,
  • общего назначения – почтовое отделение связи, отделение Сбербанка,
  • торговля - 2 торговые точки. 

Уровень доходов населения средний и ниже среднего. Уровень безработицы высокий. Образовательный уровень населения низкий.

За последние три года наблюдается тенденция уменьшения количества обучающихся в школе на 16 человек. Это связано с уменьшением количества детей дошкольного возраста на закреплённом микроучастке, с удалённостью школы от больших населенных пунктов. Перспектива численности контингента обучающихся на ближайшие 5 лет в пределах стабильного показателя – 63 - 68 человек.        

На начало 2009 – 2010 учебного года в школе обучалось 70 человек в 11 классах, из которых 10 - классы – комплекты. Средняя наполняемость классов составляет: в начальной школе – 7,3 человек, в основной школе- 6,4 человек, в старшей школе – 9 человек. Обучающиеся проживают в 8 населенных пунктах. Зона обслуживания составляет от 1 км до 40 км.  

Школа со смешанным контингентом обучающихся, где учатся одарённые и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении - 13% дети с особыми образовательными потребностями. Возрастной состав обучающихся от 7 до 19 лет. Мальчиков – 50 чел, девочек – 27 чел. Обучающиеся, которым предоставляется бесплатное питание в ОУ, составляет 76,6 %.

Количество семей детей, обучающихся в образовательном учреждении – 58: из них   неполных - 18. Многодетные семьи составляют 12 %. Образовательный уровень родителей низкий.

МОУ Воскресенская СОШ является школой, реализующей, кроме общеобразовательных программ, программу начальной профессиональной подготовки, поэтому является привлекательной для обучающихся и их родителей т.к. по окончанию школы выпускник получает образование достаточное для поступления в высшие учебные заведения и приобретает  профессию. 

Родители, выбирая для своего ребёнка образовательное учреждение, руководствуются тем, что:

во-первых, приоритет отдаётся изучению гуманитарных предметов (ОС Школа 2100);

во-вторых, ребёнок получает профессию

в-третьих, организуется построение траектории развития ребёнка в соответствии с современными требованиями общества (Программа «Одаренные дети»)

в-четвёртых, наличие высококвалифицированных педагогических кадров позволяет  реализовать социальный заказ общества.

в-пятых, обучение ведётся в небольших классах;

в-шестых, на протяжении 15 лет образовательный процесс осуществляется в РВГ

Школа входит в состав базовой площадки ИРО по теме «Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе».

Образовательной программой школы предусмотрено преподавание по программам и учебно-методическим комплексам, предусмотренным Федеральным перечнем образовательных программ и учебных пособий.

Особенности организации образовательного процесса.

1. Интеграция средств учебной и внеурочной деятельности достигается через:

  • повышение воспитательной, образовательной роли урока, разнообразие форм и методов работы;
  • использование технологии личностно – ориентированного обучения

2. Система взаимодействий в школе осуществляется через:

  • сотрудничество в педагогическом, ученическом коллективах;
  • следование единым целям, взаимопонимание и взаимоподдержка учителей, учащихся и их родителей;
  • сохранение традиций, «духа» школы в совместной деятельности коллектива школы, выпускников, учителей-ветеранов

С учётом уровня развития обучающихся, в школе сложилась система организации учебного процесса, а также его содержания.

1 ступень

1-4 классы

1.Развивающее обучение по ОС «Школа 2100»

2.Развивающие курсы (информатика)

2 ступень

5-9 классы

1.Традиционное обучение

2.Развивающее обучение по ОС «Школа 2100»

3 ступень

10-11 классы

1.Традиционное обучение

2.Профессиональная подготовка:

разработаны два образовательных маршрута: группа универсального обучения и группа профессиональной подготовки

Школа работает в одну смену. Учащиеся 2-11-х классов занимаются в режиме шестидневной недели, нагрузка на школьников не превышает установленных санитарных норм. Продолжительность уроков 45 минут, перемены по 10 минут, большая перемена - 50 минут.

         На начало 2009-2011 учебного года в школе работают 11 педагогов, среди которых:

высшей квалификационной категории

5 (28%)

первой квалификационной категории

11 (61%)

награждённых нагрудным знаком «Почетный работник образования»

2 (11%)

Награжденных грамотой МО и науки  РФ

7 (39%)

Победители ПНПО

3

         62% педагогов имеют педагогический стаж работы 20 и более лет.

Наблюдается рост числа организаций, с которыми школа сотрудничает в предоставлении услуг дополнительного образования: на областном «Олимп», Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Ярославля.

        Доминирующие направления воспитательной  работы школы патриотическое, творческое и спортивное.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz