МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа

 

 

1..3.  Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающихся

МОУ Воскресенской СОШ

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

  • духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
  • формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
  • освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

 Вместо воспроизведения знаний мы будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

 Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п, будут проводиться метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Предложенная «Школой 2100» диагностика метапредметных результатов является педагогической. Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог).

Совершенно новым является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Новые формы письменной контрольной работы - контроля результатов:

-        целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

-        самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

-        результаты учебных проектов,

-        результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Кроме официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио).

Авторы Образовательной системы «Школа 2100» разработали и апробировали технологию оценивания образовательных достижений. Она представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.

 

 

 


Система оценки результатов ФГОС в ОС «Школа 2100» и МОУ ВСОШ

 

Оцениваем результаты

Результаты ученика

Результаты учителя (образовательного учреждения)

1-е правило

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предметные, метапредметные и личностные

- это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

– это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика).

Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников

Оценка −

это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…») Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д

Отметка −

это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)

Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат

2-е правило

 

 

 

 

 

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки»

Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель.

Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

-         Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)

-         В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)

-         Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить

3-е правило

 

 

 

 

 

 

 

Ставим отметку по числу решённых задач

 

 

«Одна задача – одна отметка».

      За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки. Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок. Выставить в официальный журнал одну отметку (среднюю арифметическую), а все отметки – в таблицу результатов по предмету (дневник школьника, «Рабочий журнал учителя»).

Исключения из правила

1. На уроках математики и русского языка при отработке навыков (вычислительных, орфографических и т.п.) часто используются однотипные примеры и упражнения. В этом случае «задачей» считается не каждый из них, а целая группа подобных примеров и упражнений.

2. Если задание успешно выполнено не отдельным учеником, а всем классом, то учитель проводит с учениками следующий диалог: «Можем ли мы за выполненное задание кому-нибудь поставить отметку?» - «Нет, так как это задание мы выполняли все вместе – командой».

3.  Если ребёнок активно работал в течение всего урока фронтально, но не выполняя определённого задания, а только дополняя ответы других, такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.

     Перенесение отметок за контрольные работы из таблиц предметных результатов в официальный журнал.

1-й шаг. В таблицу результатов по предмету (в своём «Рабочем журнале») учитель выставляет все необходимые отметки (например, только за все задания контрольной работы – один раз в четверть) в той шкале отметок, которую он выбрал.

За контрольную работу у каждого ученика есть отметка за 1-е задание (колонка одного умения), за 2-е задание (колонка другого умения) и т.д.

2-й шаг. В официальный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы).

В официальный журнал выставляются только одна отметка за контрольную в целом, выводимая как среднее арифметическое.

Точно так же можно работать с таблицами МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов, только их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», «+»/отсутствие «+».

1-й шаг. Начать использовать таблицу результатов только по одному предмету.

2-й шаг. Сначала выставлять в таблицу требований отметки только за письменные работы (задания в рабочих тетрадях, задания в проверочных работах), что можно делать в спокойной обстановке после урока. Постепенно привыкнуть определять по формулировке задания умение и находить его в таблице требований. При этом

- отметки за задания проверочных работы, обязательные для всех, обводить в кружок;

- отметки за прочие текущие задания, не обязательные для всех, ставить, не обводя в кружок.

3-й шаг. Перейти к выставлению в таблицу требований отметок за устные ответы детей на уроках.

- При составлении конспекта урока выбрать наиболее важные задания, которые будут даны детям на уроке.

- Заранее определить, какое главное умение демонстрирует выполнение каждого из этих заданий, и пометить это в конспекте.

-  На уроке, давая очередное задание, учитель уже будет точно знать, на развитие какого умения направлено, сможет быстро найти его в таблице требований.

4-й шаг. Использовать данные таблицы требований в общении с учениками и их родителями. Проговаривать самим и учить детей самостоятельно определять:

- какие типы заданий уже научился выполнять конкретный ученик и какими он, соответственно, уже овладел программными требованиями;

- какие умения (программные требования) он пока не сумел продемонстрировать, над чем ему ещё предстоит работать.

5-й шаг. Когда темы четверти  будут изучены, по таблице требований определяется (проговаривается) итоговая оценка и высчитывается итоговая отметка. Таким образом, заполненный лист таблицы требований по теме (группе тем, модулю), изученной в этой четверти, закрывается.

6-й шаг. Итоговые отметки за четверть при необходимости выставляются в официальный классный журнал. Если в таблице требований использовалась не 5-баллльная шкала, отметки (если не было специального решения педагогического совета школы) переводятся в традиционную шкалу.

7-й шаг. По итогам учебного года у учителя в его «Рабочем журнале» и у ученика в дневнике окажется несколько таблиц требований – по числу четвертей. Общий взгляд на текущие и итоговые отметки позволит сделать вывод о динамике и обученности каждого ученика.

8-й шаг. Если учитель готов, ощущает в этом необходимость, он может одновременно осваивать таблицы по нескольким предметам.

 

 

4-е правило

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Накапливаем отметки и оценки

в таблицах образовательных результатов и

в «Портфеле достижений».

 

Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях

Разделы  «Портфеля достижений».

1. «Кто я и чего хочу» .

 2. «Чему я научился на ВСЕХ предметах

 3. «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах»

 4. «Достижения ВНЕ учёбы» 

 5. «Правила ведения Портфеля достижений и оценки его материалов»

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен  ученик. Учитель  обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» 

«Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач:

-  сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы -  собирает и накапливает Таблицы результатов;

-   сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов;

-    развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат;

-   подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.

Поскольку материалы «Портфеля достижений» официально признаются значимыми для итоговой оценки ученика, то до перехода на электронный документооборот основным видом «Портфеля достижений» должна быть папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки).

Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.

Начиная со 2-го класса ученик проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов.

В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные – копию из Таблицы результатов.

 

Таблицы образовательных результатов

Таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов:

Литературное чтение (1-4 кл.),

Русский язык (1-4 кл.),

Математика (1-4 кл.),

Окружающий мир (1-4 кл,),

Технология (1-4 кл.),

Изобразительное искусство (1-4 кл.).

Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов:

Регулятивные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Познавательные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Коммуникативные универсальные учебные действия (1-2 кл., 3-4 кл.).

Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1-2 кл., 3-4 кл.).

Таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.

В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

Отметки могут быть в 5- балльной системе, в виде знаков или слов-характеристик «норма», «хорошо»)

Если, решая задачу, ученик демонстрировал несколько умений, то из них надо выбрать то, которое было ведущим, то есть без которого конечный результат, решение невозможно было бы получить.

 Таблицы образовательных результатов заполняются:

При минимальном уровне использования системы оценки Обязательно (минимум): после выполнения учеником:

метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год – обязательно),

предметных контрольных работ (один раз в четверть – обязательно).

При максимальном уровне использования системы оценки

По желанию и возможностям учителя (максимум):

за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

 

5-е правило

Отметки ставим: текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

 

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз

6-е правило.

 

 

 

 

 

 

 

Оцениваем по признакам трёх уровней успешности

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

«Хорошо» - в заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 61-100% действий

«Нормально» («зачёт») - в заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 50-60% действий

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

  • либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
  • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

«Отлично» - в заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 50-60 % действий.

Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно» - в заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 61-100 % действий

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по  традиционной 5-балльной системе

Уровни успешности обязательно применять  только при проверке контрольных работ, в которых каждое задание уже соотнесено авторами с тем или иным уровнем успешности. Оценки-характеристики определяются предметной отметкой  5-балльной шкала «традиционных отметок», соотнесённая с уровнями успешности с помощью «+», которые нельзя выставить в официальный журнал, но можно объяснить ученику отличия.

Оценивание МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов.

Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

  • задания по отдельным универсальным учебным действиям;
  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Эти задания, собранные в диагностические работы, могут быть разработаны

а) специалистами РАО (Федеральный институт педагогических измерений) и выпущены издательством «Просвещение»;

б) авторами ОС «Школа 2100» и выпущены издательством «Баласс» на бумажных или электронных носителях;

в) специалистами региональных и муниципальных служб, работающих в сфере образования;

г) педагогами самого образовательного учреждения (внутренняя оценка, в отличие от предыдущих – внешних оценок).

Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов:

  • педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД
  • экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог-воспитатель);

самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».

7-е правило

 

 

 

 

 

 

Выставление итоговых отметок

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Четвертная ОЦЕНКА  (по необходимости)

-     выражается в словесной (устной) характеристике уровня развития ученика: какие предметные действия и на каком уровне он смог продемонстрировать в ходе решения задач по темам данной четверти;

-     главное внимание при этом уделяется сравнению с уровнем самого ученика на предыдущих этапах, подчёркивается продвижение и выделяются действия, развитие которых необходимо продолжить в будущем;

Четвертная ОТМЕТКА

-     высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;

-     для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи;

-     среднее арифметическое высчитывается по отметкам, выставленным либо в официальный журнал (при минимальном варианте использования системы оценивания), либо в Таблицу результатов, если учитель выставляет туда все отметки – и за контрольные работы, и за текущие ответы.

Наиболее эффективно в конце четверти дать возможность каждому ученику самому высчитать свою четвертную отметку. Для этого необходимо, чтобы у него был перечень всех текущих отметок.

1-й шаг. За неделю до выставления итоговых отметок учитель предлагает ученикам самостоятельно подсчитать итоговую отметку либо по своим дневникам, если там выставлялись отметки, либо по Таблице требований учителя.

2-й шаг. Учитель задаёт вопрос: «Всех ли устраивает та итоговая отметка, которая у вас сейчас получается?»

3-й шаг. Ученики, недовольные своим результатом, договариваются с учителем о сроках пересдачи своих худших результатов контрольной работы, чтобы улучшить свой средний балл. Если у ученика все задания контрольной работы успешно выполнены на необходимом уровне, он может выбрать задания повышенного уровня.

4-й шаг. После пересдачи учитель высчитывает средний балл и объявляет ученикам окончательные четвертные отметки.

   5-й шаг. Эта отметка переносится в классный журнал

Комплексная оценка «Портфеля достижений»

Обязательные материалы (пополняются педагогом): предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности

Таблицы результатов систематизируют эти оценки в виде выводов.

Материалы, которые пополняются учеником, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим учеником:

Максимальный уровень - «Превосходно» - Решена новая, совершенно незнакомая задача

Повышенный (программный) уровень - «Отлично»- Решена необычная, в чём новая задача

Необходимый уровень

  •  «Хорошо» Известная задача решена полностью самостоятельно
  • «Нормально» Известная привычная задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

Комплексная накопленная оценка – это вывод по всем материалам «Портфеля достижений», который должен содержать ответы на вопросы следующего листа-опросника:

1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах?

2. Каковы метапредметные результаты?

3. Каковы предметные результаты?Продолжение »