РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Музыка»
Класс: 1
Сроки обучения: 1 год
Преподаватель: Агабаева О.А
2011/2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2010
- Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.:
- Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
Данная авторская программа Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С выбрана в связи с тем, что имеет завершенную предметную линию учебников, входящих в федеральный перечень учебников (ссылка: ФГОС НОО http://www.mouknosch3.narod.ru/FGOS.htm), имеет полной комплект УМК (учебник для обучающихся, рабочую тетрадь, методические рекомендации для учителя, нотную хрестоматию, фонохрестоматию (CD – диски) для каждого класса, соответствует всем требованиям ФГОС НОО второго поколения. Так же в программе Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С соблюдается преемственность в среднем звене. В авторской программе Усачева В.О., Школяр Л.В для ведения предмета «Музыка» по «Образовательной Системе 2100» не соблюдается преемственность в среднем звене. Нет полного комплекса УМК.
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела.
Основные виды учебной деятельности учащихся: -восприятие музыки и размышлениях о ней, -пение, - пластическое интонирование,
- музыкально-ритмические движения, -инструментальное музицирование , -разного рода импровизации (речевые, вокальных, ритмические, пластические, художественные, -“разыгрывания” и драматизация произведений программного характера , - выполнение творческих заданий.
Формирование универсальных учебных действий.
1. Формирование личностных УУД.
Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно‑смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Виды заданий:
1) высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией;
2) анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.
2. Формирование регулятивных УУД.
Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.
Виды заданий:
1) выполнять учебные действия в качестве слушателя
2) выполнять учебные действия в качестве композитора;
3) ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
4) использовать установленные правила в контроле способа решения.
3. Формирование познавательных УУД.
В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Виды заданий:
1) поиск и выделение необходимой информации;
2) формулировать учебную задачу;
3) Ориентация в способах решения задачи.
4.Формирование коммуникативных УУД.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
Виды заданий:
1) подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);
2) инсценирование и драматизация;
3) рисуем музыку;
4) участие в диалоге.
5) Уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Приме- чание |
Лабора- тор- ные и прак- тические | Контроль- ные и диагности- ческие материалы | Экс- курсии |
I. | Тема №1. «Музыка вокруг нас» | 16 ч. | | 1 ч. Обобщение темы «Музыка вокруг нас» | | |
II. | Тема №2. «Музыка и ты» | 17 ч. | | 1 ч. Тестирование по теме «Музыка и ты» | | |
| Итого | 33 ч. | | 2 ч. | | |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Примерное содержание урока | Примерный музыкальный материал | Планируемый результат (в соответствии с ФГОС) |
УУД | Характеристика деятельности учащихся |
1.1. | И Муза вечная со мной! (форма урока – урок-концерт) | Пр. Как воспринимать музыку? Ц. Дать понятие о музыке, звуке, как виде искусства Знакомство с Музой – феей звуков. Сравнение значений слов «муза» и «музыка». Значение понятий «композитор-исполнитель-слушатель». Исполнение песен о школе: определение характера и настроения музыки, исполнителей. | 1. Д. Кабалевский “Песня о школе”, Ю. Чичков “Наша школьная страна”, Г. Струве “Школьный корабль” 2. “Па-де-де” из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик” 3. Ролевая игра “Дирижируем оркестром” 4. Разучивание песни по выбору учителя | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных инструментах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Импровизировать в пении, игре, пластике. Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство иразличие музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша. |
1.2. | Хоровод муз (форма урока – урок-игра) | Пр. Как водить хоровод? Ц. Дать понятие танцевальной музыке разных народов мира о хороводе Понятия «хор» и «хоровод». Сравнение музыкальных особенностей русского хоровода, греческого танца сиртаки, молдавской хоры. Повторение песен, работа над текстом и чистотой интонации. | 1. Работа над песней 2. Р.н.п. “Во поле береза стояла” 3. Молдавская народная мелодия “Сырбу” 4. Греческий танец “Сиртаки” | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую Познавательные: ориентация в способах решения задачи Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности (Работа в паре, группе) |
1.3. | Повсюду музыка слышна (форма урока – урок-импровизация) | Пр. Как различить многообразие детских песенок-попевок? Ц. Помочь войти в роль композитора Определение характера, настроения, жанровой основы песенок для импровизации. Мелодекламация стихотворных строчек. Сочинение песенных импровизаций. Повторение песен, работа над образным строем. | 1. Ролевая игра “Играем в композитора” 2. Речевые импровизации 3. Работа над песнями | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью |
1.4. | Мелодия - душа музыки (форма урока – урок-концерт) | Пр. Как определить мелодию, опираясь на жанры музыки: песню, танец и марш? Ц. Дать понятия песни, танца и марша Повторение песен, работа над образным строем. Определение «мелодии». Сравнение разнохарактерных пьес, определение жанровой основы. Пластическое интонирование («Марш деревянных солдатиков», «Вальс»), инструментальное музицирование (“Полька”). | 1.Повторение песен. 2. Три пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского: «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» (или “Полька”). | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. (Работа в паре, в группе) |
1.5-1.6. | Музыка осени (форма урока – урок-экскурсия) | Пр. Как определить характер осенней музыки? Ц. Помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе Выяснение жизненных впечатлений детей об осени на основе работы со стихотворным рядом. Определение характера музыкальных фрагментов, подбор стихов к музыке. Пластическое интонирование (изображение падающих капелек), инструментальное музицирование (Попатенко “Скворушка прощается”). Разучивание песни об осени. | 1. А. Пушкин “Унылая пора” 2. Попатенко “Скворушка прощается” 3. Г.Свиридов “Осень” 4.П.Чайковский “Осенняя песенка” 5. Павленко “Капельки” | Регулятивные: формулировать учебную задачу. Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
1.7. | Сочини мелодию (урок-импровизация) | Пр. Как сочинить музыку? Ц. Познакомить с вариантами сочинения мелодий Повторение песни, работа над текстом и чистотой интонации. Мелодекламация стихотворения «Золотая осень». Сочинение мелодии по цепочке. Создание ритмической партитуры. Сочинение песенки-диалога. Определение настроения музыки. | 1.Стихи А.Барто “Золотая осень” 2. Ролевая игра “Играем в композитора”. Сочинение мелодии на тему “Дождь идет” 3.Попатенко “Скворушка прощается”, Павленко “Капельки” | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные : использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью. |
1.8. | «Азбука, азбука, каждому нужна». Музыкальная азбука (урок-театрализация) | Пр. Как песня помогает человеку? Как ты понимаешь музыкальную азбуку? Знакомство с элементами нотного письма и музыкальной грамотой. Работа над качеством кантиленного пения (Попатенко “Скворушка прощается”), над дикцией и артикуляцией (Дроцевич “Семь подружек”). Разучивание песни по выбору учителя. | 1. Паулс “Алфавит”, Фрид “Песенка о буквах” 2. Дроцевич “Семь подружек” | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе) |
1.9. | Обобщающий урок по темам «Жанры музыки», «Композитор-исполнитель-слушатель» | Повторение песен Музыкальная викторина на определение жанра: песня-танец-марш Обобщение по теме: композитор-исполнитель-слушатель | | |
1.10. | Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа. | Пр. Какие бывают музыкальные инструменты? Ритмизированное чтение, разучивание песни. Определение тембров народных инструментов. Вокализация основных тем, знакомство с имитацией тембров народных инструментов (свирели, дудочки, рожка, гуслей) в классической музыке. Разучивание песен. | 1. Стихи о музыкальных произведениях 2. Ф.н.п. “Пастушья песня” 3. Фрагменты народных наигрышей 4. Мелодия из “Симфонии № 6” (“Пасторальной”) Л. Бетховена (русский текст К. Алемасовой) 5.В. Поплянова “Камышинка-дудочка” | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве былинного героя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения |
1.11. | Музыкальные инструменты | Пр. Что такое «тембр»? Ц. Познакомиться с тембровой окраской музыкальных инструментов. Повторение песен, работа над текстом и чистотой интонации. Специфика звучания народных инструментов. Имитация игры на гуслях. Сопоставление жанров плясовой и колыбельной, определение места фрагментов в тексте. | 1.Ф.н.п.“Пастушья песня”, В. Поплянова “Камышинка-дудочка” 2. “Былинные наигрыши” 3. Фрагменты из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова – плясовая песня Садко “Заиграйте, мои гусельки” и “Колыбельная Волховы” | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения |
1.12. | Звучащие картины | Пр. Что такое репродукции известных произведений живописи, скульптуры разных эпох? Ц. Познакомиться с музыкой звучащих картин Повторение песен, работа над образным строем. Знакомство с тембром флейты. Имитация игры на музыкальных инструментах, передача характера музыки в пластическом интонировании. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель – флейта, гусли – арфа - фортепиано. Имитация игры на флейте. Выбор инструмента, соответствующего картине. | 1. Ф.н.п. “Пастушья песня”, В. Поплянова “Камышинка-дудочка” 2. Тема Птички из симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева 3. “Шутка” из оркестровой сюиты № 2 И.-С. Баха, “Мелодия” из оперы “Орфей и Эвридика” К. Глюка 4. Л.н.п. “Дудочка” 5. В. Кикта “Фрески Софии Киевской” – концертная симфония для арфы с оркестром, “Гусляр Садко” | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения |
1.13. | Разыграй мелодию | Пр. Что такое выразительность и изобразительность музыкальной интонации? Ц. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве Работа с текстом, составление исполнительского плана каждого куплета, исполнение пластических этюдов (Книппер “Почему медведь зимой спит”). Разучивание песни. Пластическое интонирование (Дакен “Кукушка”). | 1. Ф.н.п. “Пастушья песня”, В. Поплянова “Камышинка-дудочка” 2. Л.н.п. “Дудочка” 3. Книппер “Почему медведь зимой спит” 4.Дакен “Кукушка” | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе) |
1.14. | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай страны. | Пр. Что такое музыкальный фольклор народов России и мира? Ц. Народные музыкальные традиции родного края Знакомство с легендой о рождении Христа, прослушивание и разучивание рождественских песен. Разыгрывание песен-колядок, сочинение пожеланий “добрым людям”. | 1. Рождественские песни – “Пойдем вместе в Вифлеем” Е. Каверина, “Ночь тиха над Палестиной”, “Поспешают к Вифлеему пастушки” 2. Песня “Тихая ночь” Ф. Грубера (международный рождественский гимн) 3. Рождественские колядки – “Рождество Христово”, “Все идут, спешат на праздник” | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе) |
1.15. | Добрый праздник среди зимы | Пр. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Ц. Побывать в мире чудес, волшебства, приятных неожиданностей Постановка музыкальной сказки на сюжет сказки Т. Гофмана и музыки балета П. Чайковского “Щелкунчик”. … Продолжение »
|