МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по предмету «Музыка»

Класс: 1

Сроки обучения: 1 год

Преподаватель:  Агабаева О.А

 

 

 

 

2011/2012 учебный год

 

 

Пояснительная   записка

 

    Рабочая  учебная программа по  музыке для  1-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.

    В соответствии с  Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).

    Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2010
  • Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.:
  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)

   Данная авторская  программа  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С  выбрана   в связи с тем, что имеет  завершенную предметную  линию учебников, входящих в федеральный перечень учебников (ссылка:   ФГОС НОО  http://www.mouknosch3.narod.ru/FGOS.htm),  имеет полной  комплект  УМК  (учебник для обучающихся, рабочую тетрадь, методические рекомендации для учителя, нотную хрестоматию, фонохрестоматию (CD – диски) для каждого класса,  соответствует  всем  требованиям  ФГОС НОО  второго поколения.  Так  же в программе  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С  соблюдается  преемственность в среднем звене. В авторской программе Усачева В.О.,  Школяр Л.В   для  ведения предмета «Музыка»    по  «Образовательной Системе 2100»    не соблюдается преемственность в среднем звене. Нет полного комплекса УМК.

 

  Предмет музыка в 1 классе начальной школы  имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела.

Основные виды учебной деятельности учащихся: -восприятие музыки и размышлениях о ней, -пение,  -  пластическое интонирование,

- музыкально-ритмические движения, -инструментальное музицирование ,  -разного рода импровизации (речевые, вокальных, ритмические, пластические, художественные, -“разыгрывания” и драматизация произведений программного характера , - выполнение творческих заданий.

Формирование универсальных учебных действий.

1. Формирование личностных УУД.

     Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно‑смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Виды заданий:

1)      высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией;

2)      анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.

2. Формирование регулятивных УУД.

    Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.

Виды заданий:

1)      выполнять учебные действия в качестве слушателя

2)      выполнять учебные действия в качестве композитора;

3)      ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

4)      использовать установленные правила в контроле способа решения.

3. Формирование познавательных УУД.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Виды заданий:

1)      поиск и выделение необходимой информации;

2)      формулировать учебную задачу;

3)      Ориентация в способах решения задачи.

4.Формирование коммуникативных УУД.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Виды заданий:

1) подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);

2) инсценирование и драматизация;

3) рисуем музыку;

4) участие в диалоге.

 5) Уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).

Учебно-тематический план

 

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

 и прак- тические

Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии

I.

Тема №1. «Музыка вокруг нас»

16 ч.

 

1 ч.

Обобщение темы «Музыка вокруг нас»

 

 

II.

Тема №2. «Музыка и ты»

17 ч.

 

1 ч.

Тестирование  по теме «Музыка и ты»

 

 

 

Итого

33 ч.

 

2 ч.

 

 

 

 

Поурочное планирование

 

 

№ п/п

 

Тема урока

 

Примерное содержание урока

 

Примерный музыкальный материал

Планируемый результат                                                             (в соответствии с ФГОС)

УУД

Характеристика деятельности учащихся

1.1.

И Муза вечная со мной! (форма урока – урок-концерт)

Пр. Как воспринимать музыку?

Ц. Дать понятие о музыке, звуке, как виде искусства Знакомство с Музой – феей звуков. Сравнение значений слов «муза» и «музыка». Значение понятий «композитор-исполнитель-слушатель». Исполнение песен о школе: определение характера и настроения музыки, исполнителей.

1. Д. Кабалевский “Песня о школе”, Ю. Чичков “Наша школьная страна”, Г. Струве “Школьный корабль”

2. “Па-де-де” из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”

3. Ролевая игра “Дирижируем оркестром”

4. Разучивание песни по выбору учителя

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

 

Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных инструментах.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.

Импровизировать в пении, игре, пластике.

Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Знакомиться с элементами нотной записи.

Выявлять сходство иразличие музыкальных и живописных образов.

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.

1.2.

Хоровод муз (форма урока – урок-игра)

Пр. Как водить хоровод?

Ц. Дать понятие танцевальной музыке разных народов мира о хороводе Понятия «хор» и «хоровод». Сравнение музыкальных особенностей русского хоровода, греческого танца сиртаки, молдавской хоры.

Повторение песен, работа над текстом и чистотой интонации.

1. Работа над песней

2. Р.н.п. “Во поле береза стояла”

3. Молдавская народная мелодия “Сырбу”

4. Греческий танец “Сиртаки”

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую

Познавательные: ориентация в способах решения задачи

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

(Работа в паре, группе)

 

1.3.

Повсюду музыка слышна (форма урока – урок-импровизация)

Пр. Как различить многообразие детских песенок-попевок?

Ц. Помочь войти в роль композитора

Определение характера, настроения, жанровой основы песенок для импровизации. Мелодекламация стихотворных строчек. Сочинение песенных импровизаций.

Повторение песен, работа над образным строем.

1. Ролевая игра “Играем в композитора”

2. Речевые импровизации

3. Работа над песнями

Регулятивные:  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью

1.4.

Мелодия - душа музыки (форма урока – урок-концерт)

Пр. Как определить мелодию, опираясь на жанры  музыки: песню, танец и марш?

Ц. Дать понятия песни, танца и марша

Повторение песен, работа над образным строем.

Определение «мелодии». Сравнение разнохарактерных пьес, определение жанровой основы. Пластическое интонирование («Марш деревянных солдатиков»,

«Вальс»), инструментальное музицирование (“Полька”).

1.Повторение песен.

2. Три пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского:

 «Сладкая греза»,

 «Марш деревянных солдатиков»,

 «Вальс» (или “Полька”). 

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. (Работа в паре, в группе)

1.5-1.6.

Музыка осени (форма урока – урок-экскурсия)

Пр. Как определить характер осенней музыки?

Ц. Помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе

Выяснение жизненных впечатлений детей об осени на основе работы со стихотворным рядом. Определение характера музыкальных фрагментов, подбор стихов к музыке. Пластическое интонирование (изображение падающих капелек), инструментальное музицирование (Попатенко “Скворушка прощается”).

Разучивание песни об осени.

1. А. Пушкин “Унылая пора”

2. Попатенко “Скворушка прощается”

3. Г.Свиридов “Осень”

4.П.Чайковский “Осенняя песенка”

5. Павленко “Капельки”

Регулятивные:  формулировать учебную задачу.

Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

 

1.7.

Сочини мелодию (урок-импровизация)

Пр. Как сочинить музыку?

Ц. Познакомить с вариантами сочинения мелодий

Повторение песни, работа над текстом и чистотой интонации.

Мелодекламация стихотворения «Золотая осень». Сочинение мелодии по цепочке. Создание ритмической партитуры. Сочинение песенки-диалога. Определение настроения музыки.

1.Стихи А.Барто “Золотая осень”

2. Ролевая игра “Играем в композитора”. Сочинение мелодии на тему “Дождь идет”

3.Попатенко “Скворушка прощается”, Павленко “Капельки”

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

 Познавательные : использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

1.8.

«Азбука, азбука, каждому нужна». Музыкальная азбука (урок-театрализация)

Пр. Как песня помогает человеку? Как ты понимаешь музыкальную азбуку?

Знакомство с элементами нотного письма и музыкальной грамотой. Работа над качеством кантиленного пения (Попатенко “Скворушка прощается”), над дикцией и артикуляцией (Дроцевич “Семь подружек”).

Разучивание песни по выбору учителя.

1. Паулс “Алфавит”,

Фрид “Песенка о буквах”

2. Дроцевич “Семь подружек”

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении

(Работа в группе)

1.9.

Обобщающий урок по темам «Жанры музыки», «Композитор-исполнитель-слушатель»

Повторение песен

Музыкальная викторина на определение жанра: песня-танец-марш

Обобщение по теме: композитор-исполнитель-слушатель 

 

 

1.10.

Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа.

Пр. Какие бывают музыкальные инструменты?

Ритмизированное чтение, разучивание песни. Определение тембров народных инструментов.

Вокализация основных тем, знакомство с имитацией тембров народных инструментов (свирели, дудочки, рожка, гуслей) в классической музыке.

Разучивание песен.

1. Стихи о музыкальных произведениях

2. Ф.н.п. “Пастушья песня”

3. Фрагменты народных наигрышей

4. Мелодия из “Симфонии № 6” (“Пасторальной”)  Л. Бетховена (русский текст К. Алемасовой)

5.В. Поплянова “Камышинка-дудочка”

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве былинного героя

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения

 

1.11.

Музыкальные инструменты

Пр. Что такое «тембр»?

Ц. Познакомиться с тембровой окраской музыкальных инструментов.

Повторение песен, работа над текстом и чистотой интонации.

Специфика звучания народных инструментов. Имитация игры на гуслях. Сопоставление жанров плясовой и колыбельной,  определение места фрагментов в тексте.

1.Ф.н.п.“Пастушья песня”,

В. Поплянова “Камышинка-дудочка”

2. “Былинные наигрыши”

3. Фрагменты из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова – плясовая песня Садко “Заиграйте, мои гусельки” и “Колыбельная Волховы”

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения

1.12.

Звучащие картины

Пр. Что такое репродукции известных произведений живописи, скульптуры  разных эпох?

 Ц. Познакомиться с музыкой звучащих картин

Повторение песен, работа над образным строем.

Знакомство с тембром флейты. Имитация игры на музыкальных инструментах, передача характера музыки в пластическом интонировании.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель – флейта, гусли – арфа - фортепиано. Имитация игры на флейте. Выбор инструмента, соответствующего картине.

1. Ф.н.п. “Пастушья песня”,

В. Поплянова “Камышинка-дудочка”

2. Тема Птички из симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева

3. “Шутка” из оркестровой сюиты № 2 И.-С. Баха, “Мелодия” из оперы “Орфей и Эвридика” К. Глюка

4. Л.н.п. “Дудочка”

5. В. Кикта “Фрески Софии Киевской” – концертная симфония для арфы с оркестром, “Гусляр Садко”

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения

1.13.

Разыграй мелодию

Пр. Что такое выразительность и изобразительность музыкальной интонации?

Ц. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве

Работа с текстом, составление исполнительского плана каждого куплета, исполнение пластических этюдов (Книппер “Почему медведь зимой спит”).

Разучивание песни.

Пластическое интонирование (Дакен “Кукушка”).

1. Ф.н.п. “Пастушья песня”,

В. Поплянова “Камышинка-дудочка”

2. Л.н.п. “Дудочка”

3. Книппер “Почему медведь зимой спит”

4.Дакен “Кукушка”

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)

1.14.

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай страны.

Пр.  Что такое музыкальный фольклор народов России и мира?

Ц. Народные музыкальные традиции родного края

Знакомство с легендой о рождении Христа, прослушивание и разучивание рождественских песен.

Разыгрывание песен-колядок, сочинение пожеланий “добрым людям”.

1. Рождественские песни – “Пойдем вместе в Вифлеем” Е. Каверина, “Ночь тиха над Палестиной”, “Поспешают к Вифлеему пастушки”

2. Песня “Тихая ночь” Ф. Грубера (международный рождественский гимн)

3. Рождественские колядки – “Рождество Христово”, “Все идут, спешат на праздник”

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)

 

1.15.

Добрый праздник среди зимы

Пр. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Ц. Побывать в

мире чудес,

волшебства,  приятных   неожиданностей

Постановка музыкальной сказки на сюжет сказки Т. Гофмана и музыки балета П. Чайковского “Щелкунчик”. … Продолжение »