…bsp;

· усвоение элементарных представлений об экокультурных

ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре

 

народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

 

·      получение         первоначального        опыта                       участия в

природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном
участке, экологические акции, высадка растений, создание
цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора,
подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических
центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и
реализации коллективных природоохранных проектов.

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно- краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий

1.6  Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно - нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих­ся на ступени начального общего образования осуществляют­ся не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимо­действие образовательного учреждения и семьи имеет реша­ющее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традици­онные позиции сохраняют учреждения дополнительного об­разования, культуры и спорта. Таким образом, важным усло­вием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъ­ектов при ведущей роли педагогического коллектива образо­вательного учреждения.

При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступе­ни начального общего образования образовательное учрежде­ние может взаимодействовать, в том числе на системной ос­нове, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной на­правленности, детско-юношескими и молодёжными движени­ями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми со­действовать достижению национального педагогического иде­ала.

Могут быть проведены совместные мероприятия по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образова­тельном учреждении с участием представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

  1. 1.      7 Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

        обучающихся.

Педагогическая культура родителей (законных представи­телей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важней­ших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (закон­ных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержа­тельного педагогического взаимодействия семьи и образова­тельного учреждения, систематического повышения педагоги­ческой культуры родителей (законных представителей). 

Права и обязанности родителей (законных представите­лей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного ко­декса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы образовательного учреждения по повыше­нию педагогической культуры родителей (законных предста­вителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и обра­зовательного учреждения, в том числе в определении основ­ных направлений, ценностей и приоритетов деятельности об­разовательного учреждения по духовно-нравственному разви­тию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и вос­питания обучающихся, оценке эффективности этих прог­рамм;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогичес­ким самообразованием родителей (законных представителей);
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становле­ния и развития педагогической культуры каждого из родите­лей (законных представителей);
  • содействие родителям (законным представителям) в ре­шении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями (законными представите­лями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифи­цированного, ответственного, свободного участия в воспита­тельных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения педагогической культу­ры родителей (законных представителей) должно отражать со­держание основных направлений духовно-нравственного раз­вития и воспитания обучающихся на ступени начального об­щего образования.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повы­шения педагогической культуры родителей необходимо согла­совывать с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителя­ми), как правило, должна предшествовать работе с обучаю­щимися и подготавливать к ней.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию  обучающихся

Виды совместной деятельности

1.

 

День открытых дверей для родителей (консультация педагогов)

2

Изучение образовательных запросов родителей

3.

Повышение педагогической культуры родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

4.

Проведение интерактивной формы заседания педсовета с приглашением родителей «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника».

5.

Организация, подготовка и проведение коллективно-творческих проектов:

- Класс года

- Родитель года

- Самый «классный» классный руководитель

- День благодарения родителей

- Родительские встречи

6.

Презентация новых изданий для родителей

7.

Презентация «Наши родители», традиционный калейдоскоп об активном участии родителей в жизни школы

 

 

С целью повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)  в МОУ  Воскресенской СОШ  используются различные формы работы:

  • анкетирование
  • беседа
  • консультация
  • родительское собрание
  • ро­дительская конференция
  • родительский лекто­рий
  • вечер вопросов и ответов
  • педагогический практикум
  • совместные классные часы, клубные вечера, походы, экскурсии и т.д.
  • психологические тренинги
  • и др.

1.8 В результате реализации программы духовно-нравственно­го развития и воспитания обучающихся на ступени начально­го общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов — тех духовно-нравствен­ных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
  • эффекта — последствия результата, того, к чему приве­ло достижение результата (развитие обучающегося как личнос­ти, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — разви­тие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря вос­питательной деятельности педагога, других субъектов духов­но-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, бли­жайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трём уров­ням.

Первый уровень результатов — приобретение обучаю­щимися социальных знаний (об общественных нормах, уст­ройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понима­ния социальной реальности и повседневной жизни. Для до­стижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основ­ном и дополнительном образовании) как значимыми для не­го носителями положительного социального знания и повсе­дневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающими­ся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной  реальности в целом. Для достижения данного уровня резуль­татов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практи­ческое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня ре­зультатов особое значение имеет взаимодействие обучающе­гося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общест­венной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому су­щественно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контекс­те жизнедеятельности школьников и ценности могут усваи­ваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной соци­ально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реаль­но действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обу­чающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формиро­вание основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосозна­ния, укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

По каждому из направлений духовно-нравственного раз­вития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

 

 

 

 

ДОБРЫЕ ЧУВСТВА,  МЫСЛИ  И  ПОСТУПКИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ)

Слова

– знание главных нравственных правил, норм;

– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;

– умение отделять оценку поступка от оценки человека;

– различение хороших и плохих поступков;

– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимо-понимание, доброжелательное отношение к собеседнику);

– отрицательная оценка  плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).

Дела

– избегание плохих поступков, капризов;

– признание собственных плохих поступков;

– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;

– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;

– препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;

– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;

– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;

– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.

 

 

СТРАНА ГРАЖДАН (ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ)

Слова

– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе); 

– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;

– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;

– отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеж-дений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой нацио-нальности;  

– отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами.

Дела

– осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);

– участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);

– умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);

– препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;

– избегание насилия, препятствование его проявлениям;

– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;

– умение вести корректный, доброжелательный  разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;

– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;

– добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);

– самостоятельное  и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.  

 

 

ТРУД  ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

Слова

– знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;

– понимание особой роли творчества в жизни людей;

– отрицательная оценка лени и небрежности.

Дела

–  уважение в действии к результатам труда других людей;

– стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;

– умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;

– стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;

– стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;

– выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;

– проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);

– соблюдение порядка на рабочем месте.

 

ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

Слова

– знание о  ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и  о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

–  знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

Дела

– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

– подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.

ПРИРОДА – НАШ ДОМ! (ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ)

Слова

– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);

– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;

– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;

– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий,  разрушающих природу;

– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе. 

Дела

– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;

– бережное, заботливое отношение к растениям и животным;

– добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);

– добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).

 

КРАСОТА СПАСЁТ МИР!  (ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО)

Слова:

– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;

– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);

– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;

– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;

– различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;

– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.

Дела:

– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);

– реализация себя в художественном творчестве;

– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;

– соблюдение правил этикета,  поддержание опрятного внешнего вида.

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz