МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

        2.5.Программа  коррекционной работы  МОУ Воскресенской СОШ

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. В этом случае главная забота учителя - не задержать развитие школьника, способствовать формированию инициативного и творческого подхода к учебной деятельности, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску. Задания для этой группы детей, обучающихся по УМК «Школа 2100» включены в учебники, рабочие тетради, тетради для дифференцированной работы, дидактические материалы, сборники контрольных и проверочных работ.

Программа коррекционной работы МОУ Воскресенской СОШ создана на основе авторской программы авторы: Рыдзе О.А., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э., Евдокимова А.О. направлена на реализацию следующих общих целей:

1.   Диагностика трудностей    обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном
образовательном учреждении;

  1. Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка индивидуальной траектории развития).
  2. Коррекция недостатков в физическом развитии.

В данной программе речь идет о возможных путях коррекции трудностей обучения.

При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070)

Корректировка некоторых недостатков физического развития осуществляется в рамках Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

 

·     Достоверности:      профессиональный      анализ      специалистами образовательного     учреждения     медицинских     показателей     учащихся и педагогической (учитель, завуч) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания;

  • Гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
  • Педагогической целесообразности: создание программы «Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.).

Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.

Для организации коррекционно-развивающей работы могу быть использованы Технологии Мультимедиа. Они позволяют интегрированно представить информацию (включение анимационных эффектов, видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок); усилить индивидуализацию обучения за счет обеспечения моментального контроля за ходом деятельности ученика.

Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам  школьного курса

Трудности в обучении чтению, письму 

  •  замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки);
  • пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов
  • пропуски букв и слогов
  • неправильная постановка ударения в слове
  • нарушение понимания прочитанного
  • аграмматизмы при чтении и письме
  • нарушение границ слов

          Трудности при усвоении родного языка

  • недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас
  • низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формировании основных мыслей высказывания, её речевом оформлении
  • смысловые,     грамматические,     орфографические    ошибки    при письменном оформлении высказывания;
  • отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;
  • неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;
  • трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова;
  • неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов;
  • затруднения при определении грамматических признаков различных частей речи, неразличение частей речи;
  • неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным;
  • неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации;
  • трудности при установлении  синтаксической взаимосвязи  слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;
  • неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;
  • несформированность   навыка   применять   знание   орфограмм   при письме под диктовку, при записи собственного текста;

Трудности в процессе овладения читательской деятельностью.

  • неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста;
  • неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;
  • неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст,
  • проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте информацией;
  • неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно-популярного текста.
  • трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией,

     

    представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.

Трудности в изучении математики

  • неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику
  • проблемы      пространственной      ориентировки,      неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;
  • смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.);
  • неспособность установить зависимость между величинами (часть-целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2 действия;
  • неумение пользоваться математической терминологией;
  • неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;
  • неумение использовать свойства арифметических действий при  выполнении вычислений;
  • неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов;
  • проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на...», «больше/меньше в ...», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).

Общая характеристика общеучебных трудностей обучения

  • неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
  • неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
  • непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
  • недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
  • неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;
  • неспособность учесть все  условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
  • смешение      (подмена)      алгоритмов,      понятий;      нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
  • подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
  • неспособность контролировать ход (процесс) и результат вьшолнения задания;
  • неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
  • неумение применить знания в нестандартной ситуации;
  • -      неумение решить учебную задачу с использованием «другого»
    приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.

Общая       характеристика                       трудностей      межличностных отношений

Характер взаимодействия ученика и учителя:

  • непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость» (по результатам выполнения теста «Портрет учителя»);
  • боязнь критики, негативной оценки;
  • отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.

Взаимодействие ученика и других учеников:

  • эгоцентричность, неумение общаться,
  • повышенная тревожность (по результатам выполнения теста «Цветные шарики»);
  • неумение строить совместную деятельность (по результатам выполнения теста «Рукавички»);
  • заниженная (завышенная) самооценка (по результатам выполнения теста «Лестница», «Семья»).

Основные направления коррекционной деятельности МОУ Воскресенской СОШ

 

 

 

 

 

Администрация, соцпедагог,

кл руковод

Анализ рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии 

сентябрь;

 

Классные руководители

Проведение педагогической диагностики успешности обучения младших школьников и анализ ее результатов

сентябрь, декабрь, май

 

Совещания при завуче

обсуждение путей коррекции выявленных трудностей обучения

сентябрь, декабрь, май;

 

ШМО учителей НШ, соцпедагог

Разработка программ индивидуальных траекторий развития:

в течение года

 

  1. Программы индивидуальной траектории преодоления предметных трудностей в обучении;
  2. Программы индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей в обучении;
  3. Программы индивидуальной помощи детям с трудностями межличностного взаимодействия;
  4. Программы педагогической поддержки хорошо успевающих детей;
  5. Разработка программ помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и физического развития;

Для     учащихся  имеющих     ряд трудностей предметного и общеучебного характера, разработываются Индивидуальная траектория преодоления трудностей, содержащая несколько программ

 

Мероприятия по работе с семьей

 

 

 

 

 

Родительские собрания

«Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»;

«Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;

1 раз в полгода

 

Родительская конференция

на тему «Опыт работы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

1 раз в год

 

Встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, завучем, учителем, воспитателем ГПД, социальным педагогом), представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития.

По мере необходимости

 

Семинары для родителей

«Типичные трудности в обучении учеников нашего класса», «Домашняя работа ученика», «Детские страхи и пути их преодоления», «Ребенок на улице», «Как   научить   ребенка   быть   внимательным   (усидчивым, вежливым) ...»  и др.

 

 

Индивидуальные консультации  социального педагога, учителя, завуча

 

Тематическая круглогодичная выставка детских работ  

Темы: «Я -ученик», «Я и мои друзья», «Моя семья и моя школа»

 

 

Классный родительский уголок

«Чему мы учимся (научились)»,    «Не    боюсь    я   ошибок    таких:...»,    «Мы   готовимся   к …»

 

Работа по повышению квалификации педагогического коллектива с учетом особенностей контингента обучающихся - в течение года.

 

 

 

 

1

Педагогический совет

1. Анализ  урока в  классе,  в  котором  обучаются дети с   особыми образовательными возможностями;

2. Организация текущего и итогового контроля при обучении детей с
разным уровнем успеваемости.

 

2

курсовой подготовке и переподготовке

обучения детей с особыми образовательными возможностями (в учреждениях послевузовской подготовки)

По графику

3

Обмен опытом

 

 

 

 

 

Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы

  1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему.
  2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего, необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

3. Создание     доброжелательной     атмосферы     на     занятиях.

Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях. Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.

4.Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.  

Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект-
либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро,  как все). Более целесообразной является позиция "лучше меньше, да лучше», для ее  осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально
индивидуализируя   процесс   обучения,   предлагая   меньшие   по    объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.

  1. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.
  2. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.
  3. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
  4. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать — штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п.

9.      Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро  разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz