|
Положение о группе продленного дня МОУ Воскресенская СОШ.
I. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности групп продленного дня в МОУ Воскресенская СОШ. 1.2. Группы продленного дня организуются в целях социальной защиты обучающихся и обеспечивают условия для проведения внеурочной деятельности с ними. 1.3. Настоящее Положение составлено в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым Положением об общеобразовательном учреждении, санитарными правилами и Уставом школы. II. Порядок комплектования и организация деятельности. 2.1. МОУ Воскресенская СОШ открывает ГПД по желанию родителей (законных представителей). 2.2. Зачисление в ГПД и отчисление осуществляется приказом директора школы на основании заявлений родителей обучающихся. 2.3. МОУ Воскресенская СОШ организует ГПД для обучающихся I и II ступеней с наполняемостью не менее 25 человек. 2.4. Деятельность ГПД регламентируется планом работы воспитателя и режимом дня, которые утверждаются директором школы. 2.5. Недельная предельно допустимая нагрузка в ГПД не более 30 часов. 2.6. Работа ГПД строится в соответствии с действующими требованиями Министерства образования РФ по организации и режиму работы групп продленного дня. 2.7. В ГПД продолжительность прогулки для обучающихся составляет не менее 2 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения:
1 класс со второго полугодия – до 1 часа; 2 класс – до 1,5 часа; 3 класс – до 2 часов; 4 класс – до 2 часов; 5-6 классы – до 2,5 часов; 7 классы – до 3 часов.
2.8. В ГПД сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе до начала самоподготовки с участием в мероприятиях эмоционального характера после самоподготовки. III. Управление группами продленного дня. 3.1 Воспитатель ГПД назначается и освобождается от занимаемой должности директором школы. Воспитатель планирует и организует деятельность воспитанников в ГПД, отвечает за сохранение их жизни и здоровья. 3.2. Общее руководство группами продленного дня осуществляет педагогом – организатором и приказом директора школы. IV. Документация и отчетность. 4.1. Воспитатели ГПД должны иметь: - Заявления родителей с указанием домашнего адреса, телефона и времени пребывания в ГПД; - Журнал ГПД; - Календарно-тематический план с указанием тем клубного часа, спортчаса, самоподготовки. - Режим дня 4.2. С целью обеспечения безопасности учащихся во время пребывания в ГПД в кабинете должен быть оформлен уголок с типовыми инструкциями по технике безопасности. 4.3.С целью организации функций контроля руководитель, курирующий работу ГПД, составляет план контроля с указанием конкретных направлений анализа и сроков его осуществления. 4.4 Воспитатель ГПД в начале учебного года должен быть ознакомлен с Должностной инструкцией воспитателя ГПД V. Памятка по организации работы воспитателя ГПД . I. Приём детей: ü Проверить посещаемость (беседа с учителями). ü Узнать о самочувствии, поведении, успеваемости детей. ü Узнать об особенностях домашнего задания. ü Коррективы в планы (если есть какие-либо изменения). ü В случае необходимости посещать уроки у учителей. ü Приём сообщений старосты или дежурного (ср. кл.). ü Знакомство с проблемами родителей и детей. ü Приёмка помещения группы. ü Сообщение детям плана на день. ü Проведение индивидуальных и групповых бесед с воспитанниками. III. Отдых на воздухе: ü Уходя, организовать уборку и проветривание помещения. ü Проследить за одеванием детей и одеждой. ü Сообщить план отдыха. ü Дать задания, распределить обязанности. ü Вести наблюдение за самочувствием детей. ü В обязательном порядке подвести итоги отдыха. ü Проследить за порядком возвращения детей в школу ü Обеспечить безопасность детей во время прогулок IV. Подготовка и выполнение домашних работ: ü Обеспечить группу наглядными пособиями. ü Понаблюдать за проветриванием и влажной уборкой. ü Проследить за готовностью рабочих мест. V. Воспитательные мероприятия в помещении: ü Сообщить план. ü Следить за участием детей в проведении мероприятий и направлять их активность. ü Дать оценку этой активности. VI. самоподготовка - форма организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя. Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении. Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач: - расширение границ учебной работы; - углубление содержания учебных предметов; - получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков; - закрепление и повторение изученного на уроках материала; - упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения; - развитие интереса к учению; - приобретение школьниками навыков самостоятельной работы; - формирование исполнительских навыков. Самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Образовательные функции: 1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы. 2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы. 3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей. 4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений. 5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении. Воспитательные функции: 1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями. 2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению. 3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика. 4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий. Основными этапами самоподготовки являются: • подготовка детей к работе (организационный этап); • самостоятельное изучение материала; • самоконтроль и самооценка; • заключительный педагогический контроль. основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации такого вида деятельности в ГПД. К основным гигиеническим требованиям относятся: 1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения. 2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца. 3. Чистота оконных стекол. 4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями. 5. Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей. 6. Поддержание нормального температурного режима. 7. Регулярное проветривание классных комнат. 8. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников. 9. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели. 10. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой. 11. Поддержание чистоты и порядка в классе. 12. Соблюдение школьниками личной гигиены. 13. Сохранение у детей правильной позы во время работы. 14. Проведение «физкультминуток». 15. Особое отношение к ослабленным болезнью детям. 16. Устранение шумовых раздражителей. 17. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых. Дидактические требования к самоподготовке: 1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность. 2. Задания ученики выполняют самостоятельно. 3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем). 4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем). 5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками. 6. Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей. К воспитательным требованиям относятся: 1. Отказ от применения каких-либо мер наказания. 2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания. 3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе. 4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме. 5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме. 6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы. 7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков. Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников. Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. VIII. Завершение работы группы: Назначить дежурных на следующий день. Разложить использованные за день пособия, материалы. Проследить за уборкой класса.
Режим дня Группа работает 5 дней по 6 часов
Планирование работы группы продленного дняВ основу планирования работы педагог-воспитатель закладывает следующие приоритетные позиции: • создание условий для личностного развития воспитанников; • создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной; • создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру. Календарно-тематическое планирование представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательных действий участников планирования с определением возможного результата. Это вид годового планирования. Он состоит из шести разделов: 1. Анализ работы ГПД за прошедший год. 2. Цели и задачи на новый учебный год. 3. Основные направления деятельности и ключевые дела ГПД. 4. Индивидуальная работа с учащимися /исходя из преемственности работы воспитателя и учителя/. 5. Работа с родителями. 6. Изучение эффективности работы ГПД /отражается в дневниках наблюдений/. Вид планирования
Для целенаправленной работы по организации поддержки процессов самоопределения и самопостроения личности воспитанника педагогам было предложено разрабатывать целевые программы «Здоровье», «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни» и др.. В этом случае раздел плана, связанный с организацией жизнедеятельности учащихся, может выглядеть следующим образом:
|