МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа

 

Положение о группе продленного дня

МОУ Воскресенская СОШ.

 

I. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности групп продленного дня в МОУ Воскресенская СОШ.

1.2. Группы продленного дня организуются в целях социальной защиты обучающихся и обеспечивают условия для проведения внеурочной деятельности с ними.

1.3. Настоящее Положение составлено в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым Положением об общеобразовательном учреждении, санитарными правилами и Уставом школы.

II. Порядок комплектования и организация деятельности.

2.1. МОУ Воскресенская СОШ открывает ГПД по желанию родителей (законных представителей).

2.2. Зачисление в ГПД и отчисление осуществляется приказом директора школы на основании  заявлений родителей обучающихся.

2.3. МОУ Воскресенская СОШ организует ГПД для обучающихся I и II ступеней с наполняемостью не менее 25 человек.

2.4. Деятельность ГПД регламентируется планом работы воспитателя и режимом дня, которые утверждаются директором школы.

2.5. Недельная предельно допустимая нагрузка в ГПД не более 30 часов.

2.6. Работа ГПД строится в соответствии с действующими требованиями Министерства образования РФ по организации и режиму работы групп продленного дня.

2.7. В ГПД продолжительность прогулки для обучающихся составляет не менее 2 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения:

 

1 класс со второго полугодия – до 1 часа;

2 класс – до 1,5 часа;

3 класс – до 2 часов;

4 класс – до 2 часов;

5-6 классы – до 2,5 часов;

7 классы – до 3 часов.

 

2.8. В ГПД сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе до начала самоподготовки с участием в мероприятиях эмоционального характера после самоподготовки.

III. Управление группами продленного дня.

3.1 Воспитатель ГПД назначается и освобождается от занимаемой должности директором школы. Воспитатель планирует и организует деятельность воспитанников в ГПД, отвечает за сохранение их жизни и здоровья.

3.2. Общее руководство группами продленного дня осуществляет педагогом – организатором  и приказом директора школы.      

IV. Документация и отчетность.

4.1. Воспитатели ГПД должны иметь:

- Заявления родителей с указанием домашнего адреса, телефона и времени пребывания в ГПД;

-     Журнал ГПД;

- Календарно-тематический план с указанием тем клубного часа, спортчаса, самоподготовки.

-   Режим дня

4.2. С целью обеспечения безопасности учащихся во время пребывания в ГПД в кабинете должен быть оформлен уголок с типовыми инструкциями по технике безопасности.

4.3.С целью организации функций контроля руководитель, курирующий работу ГПД, составляет план контроля с указанием конкретных направлений анализа и сроков его осуществления.

4.4 Воспитатель ГПД в начале учебного года должен быть ознакомлен с  Должностной инструкцией  воспитателя ГПД

V. Памятка по организации работы воспитателя ГПД .

       I. Приём детей:

ü           Проверить посещаемость (беседа с учителями).

ü           Узнать о самочувствии, поведении, успеваемости детей.

ü           Узнать об особенностях домашнего задания.

ü           Коррективы в планы (если есть какие-либо изменения).

ü           В случае необходимости посещать уроки у учителей.
П.      В начале работы:

ü           Приём сообщений старосты или дежурного (ср. кл.).

ü           Знакомство с проблемами родителей и детей.

ü           Приёмка помещения группы.

ü           Сообщение детям плана на день.

ü           Проведение индивидуальных и групповых бесед с воспитанниками.

       III. Отдых на воздухе:

ü           Уходя, организовать уборку и проветривание помещения.

ü           Проследить за одеванием детей и одеждой.

ü           Сообщить план отдыха.

ü           Дать задания, распределить обязанности.

ü           Вести наблюдение за самочувствием детей.

ü           В обязательном порядке подвести итоги отдыха.

ü           Проследить за порядком возвращения детей в школу

ü           Обеспечить безопасность детей во время прогулок

        IV.     Подготовка и выполнение домашних работ:

ü           Обеспечить группу наглядными пособиями.

ü           Понаблюдать за проветриванием и влажной уборкой.

ü           Проследить за готовностью рабочих мест.

         V.     Воспитательные мероприятия в помещении:

ü           Сообщить план.

ü           Следить за   участием  детей в проведении мероприятий и направлять их активность.

ü           Дать оценку этой активности.

VI.       самоподготовка - форма организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежед­невные занятия, на которых школьники самостоятельно вы­полняют учебные задания в строго отведенное время под руко­водством педагога-воспитателя.

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки само­образовательной работы, которым в обыденной жизни придает­ся огромное значение. При этом учитывается возраст школь­ников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конк­ретных задач:

-     расширение границ учебной работы;

-    углубление содержания учебных предметов;

-    получение доступных для самостоятельного усвоения зна­ний, умений и навыков;

-    закрепление и повторение изученного на уроках матери­ала;

-    упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

-   развитие интереса к учению;

-    приобретение школьниками навыков самостоятельной ра­боты;

-         формирование исполнительских навыков.

Самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции:

1.    Информационная функция заключается в организации ка­чественного закрепления и повторения системы знаний, по­лученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2.    Развивающая функция служит задачам развития позна­вательных интересов учащихся, их потенциальных воз­можностей и познавательной деятельности. В процессе са­моподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические

процессы.

3.    Конструктивная функция способствует появлению у школь­ников навыков планирования своей учебной работы, рас­пределения сил и соразмерения возможностей.

4.    Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5.    Творческая функция раскрывается в таком подходе к пе­реработке полученных знаний, когда с их помощью у уча­щихся пробуждается потребность в творческом самовыра­жении.

Воспитательные функции:

1.    Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функ­ции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2.    Мотивационная функция формирует у учащихся в процес­се систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самооб­разованию, положительное отношение к учению.

3.    Формирующая функция способствует настойчивому и пос­ледовательному формированию положительных черт харак­тера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, во­левые проявления в достижении цели, активность и мно­гие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4.    Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения ра­бочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

Основными этапами самоподготовки являются:

•      подготовка детей к работе (организационный этап);

•     самостоятельное изучение материала;

•     самоконтроль и самооценка;

•      заключительный педагогический контроль.

основные гигиенические, дидактические и вос­питательные требования к организации такого вида деятельно­сти в ГПД.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

1.    Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

2.    Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

3.    Чистота оконных стекол.

4.    Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

5.    Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

6.    Поддержание нормального температурного режима.

7.    Регулярное проветривание классных комнат.

8.    Использование школьной мебели в соответствии с возраст­ными данными школьников.

9.    Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

10.  Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

11.  Поддержание чистоты и порядка в классе.

12.  Соблюдение школьниками личной гигиены.

13.  Сохранение у детей правильной позы во время работы.

14.  Проведение «физкультминуток».

15.  Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

16.  Устранение шумовых раздражителей.

17.  Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке:

1.    Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

2.    Задания ученики выполняют самостоятельно.

3.    Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопро­верка, проверка воспитателем).

4.  Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

5.    Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающи­ми учениками.

6.   Объем и характер заданий регулируются с помощью обо­юдных контактов учителей и воспитателей.

К воспитательным требованиям относятся:

1.    Отказ от применения каких-либо мер наказания.

2.   Использование разнообразных форм одобрения, стимули­рующих любые проявления самостоятельности при выпол­нении домашнего задания.

3.    Содействие прилежному отношению учащихся к самостоя­тельной работе.

4.   Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учени­ков от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

5.    Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

6.    Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

7.   Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников. Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь ука­занными требованиями во время самоподготовки, сможет под­держивать нужный для самостоятельной работы порядок.

VIII.    Завершение работы группы:

Назначить дежурных на следующий день.

Разложить использованные за день пособия, материалы.

Проследить за уборкой класса.

 

Режим дня  

  Группа работает 5 дней по 6 часов

Вид занятий

I— IV классы

V - VIII классы

Подготовка к началу занятий

8.00-9.00

8.00-9.00

Обед

12.20-12.3 0

12.20-12.3 0

Пребывание на воздухе: игры,

прогулки, труд и т.п.

12.3 0 – 13.10

12.3 0 – 13.10

14.30-15.30

15.45-16.45

Самоподготовка

13.10-14.30

16.00-16.45

15.30-16.45

16.00-16.45

Клубный час, работа кружков, занятия по интересам

15.45-16.45

16.45-17.30

 

Планирование работы группы продленного дня

В основу планирования работы педагог-воспитатель закладывает следующие приоритет­ные позиции:

•     создание условий для личностного развития воспитанни­ков;

•  создание условий для реализации основных форм деятель­ности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учеб­ной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

•    создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

 Календарно-тематическое планирование пред­ставляет собой своеобразную технологическую цепочку после­довательных действий участников планирования с определе­нием возможного результата. Это вид годового   планирования. Он  состоит из шести разделов:

1. Анализ работы ГПД за прошедший год.

2. Цели и задачи на новый учебный год.

3. Основные направления деятельности и ключевые дела ГПД.

4. Индивидуальная работа с учащимися /исходя из преемственности работы воспитателя и учителя/.

5. Работа с родителями.

6. Изучение эффективности работы ГПД /отражается в дневниках наблюдений/.

Вид планирования

Дни недели

Занятия на воздухе

Занятия в помещении

Самоподготовка

Питание и отдых

Понедельник

Экскурсия

Час чтения

 

Ежедневно

Вторник

Спортивный час

Кружок

 

Обед

Среда

Прогулка

Клубный час

Ежедневно

 

Четверг

Игры на воздухе

Час чтения

 

 

 

Пятница

Трудовая деятельность

Занятия по интересам

 

 

 

Для целенаправленной работы по организации поддержки процессов самоопределения и самопостроения личности воспитанника педагогам было пред­ложено разрабатывать целевые программы «Здоровье», «Уче­ние», «Общение», «Досуг», «Образ жизни» и др..

В этом случае раздел плана, связанный с организацией жизнедеятельности учащихся, может выглядеть следующим образом:

 

 

 

Целевая программа

Содержание деятельности

 

 

1-я неделя месяца

2-я неделя месяца

3-я неделя месяца

4-я неделя месяца

«Здоровье»

 

 

 

 

«Учение»

 

 

 

 

«Общение»

 

 

 

 

«Досуг»

 

 

 

 

«Образ жизни»

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz