2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем: формировать установки на здоровый образ жизни; формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, планета Земля, экологическое сознание. Экологическое воспитание обеспечивает развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих формирование общей культуры обучающихся на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовая и документальная основа Программы
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесс.1» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001 «Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;
- Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;
- Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся 1! начальной школе»;
- Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями)
Паспорт «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»
Наименование программы | «Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни» |
Заказчик | Педагогический совет |
Основные разработчики | Рабочая группа из представителей администрации, педагогов и родителей |
Цель | Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса. Формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьсберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении; Формирование у школьников экологической культуры, взаимоотношения человека и природы в историческом аспекте; личностное развитие школьников, развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся.
|
Задачи |
·Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса •формирование представлений о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; •получение представления с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; •формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: •выполнение правил личной гигиены и развитие готовности на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье: формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; •формирование представления о характере взаимоотношений человека и природы, основах экологической безопасности проблемах, возникающих в результате нарушения экологического равновесия и способах их разрешения ; •формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, обучение ребёнка составлять анализировать и контролировать свой режим дня; - формирование экологическое сознания школьника; •обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); •формирование навыков позитивного коммуникативного общения; •научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; •научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять экологию региона, страны; •сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. |
Сроки реализации программы | 2011-2015 |
Орган, ответственный за реализацию программы | Педагогический совет |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | -Создание комфортного образовательного пространства. -Эффективное физическое развитие школьников. -Сохранение и улучшение здоровья обучающихся. - Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболевания, заболеваниями позвоночника. - Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья. - Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики. -Обеспечение статистического учета, контроля и анализа на всех уровнях; -Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода; обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию; -Повышение заинтересованности участников образовательного процесса в укреплении здоровья обучающихся; стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности; -Широкая пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта; -Улучшение состояния здоровья обучающихся, положительная мотивация на здоровье, улучшение их физического и психического состояния здоровья, а также их успеваемости; -Формирование экологической культуры школьника - Развитие чувства ответственности при моделировании решения локальных экологических проблем; - Формирование эмоционально-ценностного отношения к природному и культурному окружению через интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания в содержательном плане. |
Содержание программы
1 блок. Здоровьесберегающая инфраструктура Задача: создание условий для реализации программы | |||||
| Состав сотрудников здоровьесберегающей инфраструктуры | Деятельность | Планируемый результат | ||
1 | Директор ОУ | Осуществляет контроль за реализацией этого блока | Создание условий: кадровое обеспечение, материально- техническое, финансовое | ||
2 | Заведующая по хозяйственной части | Осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием всех помещений ОУ; Организует соблюдение требований пожарной безопасности; Создает условия для функционирования столовой, спортзала. | Обеспечение соответствия состояния здания и помещений ОУ санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; Оснащение кабинетов, спортзала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем. | ||
3
| Зам.директора по УВР | Разрабатывает построение образовательного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Контролирует реализацию ФГОС и учебных программ с учетом индивидуализации обучения. Организует работу по индивидуальным программам начального общего образования. Изучает ППО в области здоровьесбережения, экологической безопасности. Проводит коррекцию и контроль процесса формирования ЗОЖ обучающихся и педагогов. Разрабатывает рекомендации по валеологическому, экологическому просвещению обучающихся, учителей и родителей. Организует воспитательную работу, направленную на формирование у обучающихся ЗОЖ, на развитие мотивации ЗОЖ экологического сознания. ПрПроводит коррекцию и контроль процесса формирования экологической культуры обучающихся и педагогов | Приведение УВП в соответствии с состоянием здоровья и физических возможностей обучающихся и учителей, организующих процесс обучения обучающихся. Наличие условий сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности. Повышение валеологической и экологической грамотности учителей; наличие готовности у педагогов к экологической и валеогической работе с учениками и родителями. ПрПриоритетное отношение к своему здоровью: наличие мотивации к совершенствованию физических качеств; здоровая целости; личность. Наличие у обучающихся потребности ЗОЖ. формирование экологической культуры. | ||
4 | Классный руководитель, учитель физкультуры, учителя химии и биологии | Осуществляет просветительскую и профилактическую работу с обучающимися, направленную на сохранение и укрепление здоровья, формирование экологической культуры школьника. Проводит диагностическую работу по результативности и коррекции валеологической и экологической работы | Формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ; формирование здоровой целостной личности, обладающей экологическим сознанием | ||
5 | Ответственный за организацию питания | Организует просветительскую работу по пропаганде основ рационального питания; входит в состав бракеражной комиссии осуществляет мониторинг количества питающихся | -обеспечение качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков -формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах | ||
6 | Медицинский работник (фельдшер) | Обеспечивает проведение медосмотров. Организует санитарно- гигиенический и противоэпидемический режимы: -ведет диспансерное наблюдение за детьми; -выполняет профилактические работы по предупреждению заболеваемости; -обучает гигиеническим навыкам участников образовательного процесса | Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и ЗОЖ формирование потребности ребенка безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам состояния здоровья | ||
7 | Родители- члены УС
| Контролируют соблюдение требований СанПиН. Участвуют в обсуждении совместной деятельности педколлектива, обучающихся, родителей по здоровьесбережению. Участвуют в совещаниях по подведению итогов по сохранению здоровья обучающихся. | Обеспечение результативности совместной работы семьи и школы. | ||
2 блок. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
Задача: повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдых; Планируемый результат:
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога | |||||
Направления деятельности | Учебная и внеучебная деятельность | ||||
1.Организация режима школьной жизни | 1.Снятие физических нагрузок через: -Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых: 1 классы- 33 учебных недели дополнительные каникулы в середине 3 четверти, 2-4 классы- 34 учебные недели, разбит на 4 четверти. -Занятия обучающихся в 1 смену. -Пятидневный режим обучения в с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки. -«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре в 1-х классах. -Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности) . -35-минутный урок в течение всего учебного года в 1 классах -Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-3 урока в 1 классе. -Рациональный объем домашних заданий: 2 классы до 1,5 часов, в 3-4 классах до 2 часов, отсутствие домашних заданий в 1 классе. -Составление расписания с учетом динамики умственной работоспособности в течение дня и недели
| ||||
2. Создание предметно- пространственной среды | 1 .Отдельный блок для начальной школы. -Для каждого класса отведена учебная комната. -Физкультурный зал для обучающихся школы. 2.0беспечение обучающихся удобным рабочим местом за партой в соответствии сростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.
| ||||
3. Организация учебно-познавательной деятельности | 1 .Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий: -технологии личностно- ориентированного обучения, концептуальные основы которых заложены в используемом школой УМК «Школа 2100» 2.Корректировка учебных планов и программ: -введение в школе 1 ступени за счет школьного компонента третьего часа физкультуры или ритмику (хореографии); -введение внеурочной деятельности, спортивно- оздоровительного направления - кружок «Ритмика», кружки общефизической подготовки «Чемпион»», «Честь имею» ,экологической направленности –кружок «Юный эколог».; -реализация планов индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.Оптимальное использование содержания валеологического и экологического образовательного компонента в предметах, имеющих профилактическую направленность: физическая культура, окружающий мир.
| ||||
3 блок. Организация физкультурно-оздоровительной работы Задача: обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Планируемый результат:
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической 1 культуры, а также всех педагогов.
| |||||
Организация оздоровительно- профилактической работы | 1 .Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья • Медицинский осмотр детей (по графику); • Мониторинг состояния здоровья, заболеваемости с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения эффективной коррекционной и профилактической работ; 2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: Проведение плановых прививок (в т.ч. вакцинация против гриппа и др.); Витаминизация; Профилактика простудных заболеваний; Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата; Создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, сменная обувь в начальной школе и т.д. Соблюдение санитарно-гигиенического противоэпидемического режима; 3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей: Ежедневная физзарядка до занятий; Согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе 4- летней начальной школы» (от 25.09.2000г № 2021\11-13), проведение физкульминуток на каждом уроке продолжительностью по 1.5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включены различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно- двигательного аппарата. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.11784\2 п.2,9.4, в середине учебного дня (после двух-трех уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут; Подвижные игры на переменах, ежедневная прогулка и спортивный час в ГПД; Внеклассные спортивные мероприятья: Школьные спортивные кружки. 4. 0рганизация рационального питания предусматривает:
| ||||
4.блок. Реализация дополнительных образовательных программ Задача: внедрить программы дополнительного образования по формированию ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс. Планируемый результат: •внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс; •проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.; •создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье Реализация этого блока зависит от администрации ОУ, учителей начальных классов, педагога- психолога, учителей биологии и химии. | |||||
Внедрение программ, направленных на формирование ценности здоровья и ЗОЖ, экологической культуры |
• «Обучение хореографическому искусству и организация досуговой деятельности»(кружок «Музыкальный фольклор»
| ||||
5 блок. Просветительская работа с родителями (законными представителями) Задача: организовать педагогическое просвещение родителей Планируемый результат:
Реализация этого блока зависит от совместной деятельности администрации ОУ, учителей начальных классов, педагогов- психологов, школьного библиотекаря, учителей биологии и химии | |||||
1. Родительский всеобуч: просвещение через обеспечение информацией, размещение информации на сайте школы, сменных стендах | 1 .Обсуждение с родителями вопросов здоровьесбережения в семье и ОУ, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы в данном направлении на родительских собраниях, лекториях. 2.0бмен опытом семейного воспитания по ценностному отношению к здоро… Продолжение » |