Проблемно-ориентированный анализ школы и перспективы ее развития
Программа развития школы на 2011-2015 годы была разработана в феврале – марте 2011г. К этому времени педагогическим коллективом школы была проделана значительная работа, которая явилась основой для разработки данной программы развития.
Заявленные Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на социальный эффект.
PEST - АНАЛИЗ ФАКТОРОВ,
влияющих на состояние и изменение образовательной системы школы
Внешние факторы | Влияние факторов на школу | Влияние школы на внешнюю среду |
| ||
плюсы | минусы | плюсы | минусы | ||
P- политический - Государственные и региональные программы по поддержке и развитию образования | |||||
ФЦПРО 2011 – 2015гг | + Изменение инфраструктуры школьной сети
+ Переход в штатный режим ЕГЭ
| - отсутствие законодательной базы о малокомплектных сельских школах -ухудшение показатели качества образования в школе. | + четкие договорные отношения школа - родитель | - отсутствие ориентиров у заказчика образовательных услуг |
|
ПНПО 2011 -2013гг Государственная политика поддержки школ и учителей, активно внедряющих инновации в области образования | + статус школы, в профессиональном сообществе села, района и области + престиж педагога + получение 2-х оборудованных кабинетов (химии, географии) + выполнение предписаний ГПН (по областным программам) + приобретение спортивного оборудования (по областным программам) | - |
|
|
|
Инициатива «Наша Новая школа» |
|
|
|
| |
ФГОС | + четко обозначен государственный заказ и государственные ориентиры по отношению к образовательной системе | - большие матзатраты по подготовка помещений и оборудованию | Привлечение социального заказчика Создание новых рабочих мест |
|
|
Система работы с одаренными детьми
|
|
|
|
|
|
Развитие учительского потенциала |
|
|
|
|
|
Изменение инфраструктуры школьной сети |
| - угроза закрытия или реорганизации |
|
|
|
Сохранение и укрепление здоровья школьников |
|
|
|
|
|
Расширение самостоятельности |
|
|
|
|
|
E – экономический Рыночные отношения, новые схемы финансирования | |||||
Переход на нормативное подушевое финансирование | + можно школе самостоятельно определять и реализовывать финансовую политику. + укрепление МТБ школы
| Учитывая среднюю наполняемость классов, общее количество обучающихся, количество педагогов и технических работников - сокращение штатного расписания; – сокращение до минимума, вплоть до ликвидации высокорезультативной системы дополнительного образования; – ликвидацию деления на группы мальчики - девочки; – вынужденное сокращение кадров. | Увеличение налогооблагаемой базы Привлечение социального заказчика
|
|
|
S – социальный - Социальный заказ, социум микрорайона | |||||
Демографический кризис |
| - уменьшение набора учащихся.
|
|
|
|
Ориентация социума на профессиональное образование | + набор в школу обучающихся ООШ района + | - | Уменьшение группы риска в социуме
|
|
|
Взаимодействие с социумом |
|
| + открытие тренажёрной комнаты для жителей села + занятия физкультурой в вечернее время | - сотрудничество МДОУ спортшкола - учительско-родительский клуб |
|
T – технологичекий | |||||
Здоровье-сберегающие | . | - Внедрение здоровьесберегающих технологий увеличит требования к отбору методик преподавания |
|
|
|
информационные технологии | Внедрение информационных и Интернет-технологий приводит к принципиальному изменению роли учителя в образовательном процессе, к необходимости качественно новой подготовки педагогических кадров, которые технически и психологически всегда были бы готовы к новым условиям. |
| Привлечение социального заказчика Имидж Создание информационных продуктов
|
|
|
Личностно-ориентированный подход
| Введение ЕГЭ может привести к резкому снижению роли тех технологий и методик, которые не направлены на тренировку работы с тестами, и приоритету формирования ключевых компетенций |
|
|
|
|
SWOT-АНАЛИЗ
состояния образовательной системы школы
Сильные стороны | Слабые стороны | Предупреждающие, компенсирующие действия | Возможности | Угрозы (ограничения и риски) | Предупреждающие, компенсирующие действия |
1. Условия развития у лицеистов интеллектуальных и творческих способностей, высокого уровня информационной культуры, формирования ключевых компетенций и потребности в непрерывном образовании | |||||
Положительная динамика показателей успешности обучения за последние 4 года (качество обучения выросло с % до %; количество отличников – с до чел.). | Приоритет у большей части учащихся, отдельных педагогов отметки, а не знаний. |
|
| Недостаточная востребованность у потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг высокого уровня содержания образования, заинтересованности родителей и учащихся |
|
ОС «Школа 2100» | Отсутствие системной работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся с низкими стартовыми возможностями | Проектирование методической работы, направленной на повышение квалификации педагогов по указанным вопросам (реализация компетентностного подхода, внедрение ИКТ, формирование у обучающихся мотивации познания, работа с учащимися различных стартовых возможностей) |
|
|
|
Сложившаяся система работы с одаренными детьми |
| Планирование и реализация программы информатизации воспитательнообразовательного процесса | Система олимпиад, конкурсов, заочных конкурсов различной направленности для всех категорий учащихся
|
|
|
Укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научнопопулярного, методического характера |
|
|
|
|
|
Достаточная материальнотехническая база, в т. ч. мультимедийная |
|
|
|
|
|
Высокая квалификация педагогов (80% имеют высшую и первую квалификационную категории).
|
|
|
|
|
|
Результативная система дополнительного образования.
|
|
|
|
|
|
Положительный опыт участия педагогов и ОУ в конкурсах профессионального мастерства (43% учителей – победители и лауреаты конкурсов городского, областного, всероссийского уровней) |
|
| Развитая муниципальная, региональная, всероссийская система дополнительного педагогического образования | Удаленность территории села от культурных и научных центров. Относительно низкий культурный уровень социума. Отсутствие школы искусств в поселке. |
|
2. Условия формирования и самореализации личности с активной гражданской позицией, ориентированной | |||||
Сильные стороны | Слабые стороны | Предупреждающие, компенсирующие действия | Возможности | Угрозы (ограничения и риски) | Предупреждающие, компенсирующие действия |
Ученическое самоуправления Республика БИТРИГМ. | Инертность родительского комитета. | Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия школы с органами общественного управления
| Около трети родителей учащихся желают оказывать влияние на воспитательнообразовательный процесс школы. | Отсутствие законодательной ответственности органов общественного управления лицея
| Разработка локальных актов, регламентирующих полномочия и ответственность сторон во взаимодействии школы с общественностью (положения, договоры и пр.) |
Существуют внутришкольные традиции.
| Низкая инициативность, активность, самостоятельность и ответственность (эффективность) деятельности органов общественного управления школой. Низкая правовая культура участников воспитательно-образовательного процесса лицея |
| Выделение лидерам детских юношеских организаций путевок в лагери "Орленок", "Океан".
|
|
|
Действует Музейная комната.
|
|
|
|
|
|
3. Условия формирования и реализации здорового образа жизни учащихся | |||||
Сильные стороны | Слабые стороны | Предупреждающие, компенсирующие действия | Возможности | Угрозы (ограничения и риски) | Предупреждающие, компенсирующие действия |
Работа спортивных секций, Третий час физической культуры | Недостаточно высокий уровень мотивации детей к занятиям физической культурой | Реализовать в школе специальную программу «Здоровье» | Заинтересованность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг школы в сохранении и укреплении здоровья
| Риск ликвидации часов допобразования и 1 ставки по Программе Антинаркотики.
|
|
Динамические паузы в расписании занятий – обед – 50 мин.
|
|
|
|
|
|
Традиционные Дни и Недели здоровья. Ежегодные спортивные соревнования в школе и районе |
|
| Развитая муниципальная система спортивнооздоровительных мероприятий |
|
|
Мониторинг сформированности здорового образа жизни лицеистов. |
|
|
| Низкий уровень медицинского обслуживания в селе. Неблагополучная ситуация в социуме относительно вредных привычек |
|
Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе некоторых классов лицея | Здоровьесберегающие технологии не используются в полном объеме на учебных занятиях |
|
| .
|
|
ЛТО |
|
|
|
|
|
4. Условия формирования личности, способной к профессиональному и личностному самоопределению учащихся и выпускников | |||||
Сильные стороны | Слабые стороны | Предупреждающие, компенсирующие действия | Возможности | Угрозы (ограничения и риски) | Предупреждающие, компенсирующие действия |
Лицей – областная экспериментальная площадка по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения с 2003 г. Преподавание профильных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, профильной и профессиональной ориентации, информационных курсов и пр. Система психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Результативное сотрудничество с вузами региона: проведение индивидуальных, групповых занятий с обучающимися; работа подготовительных курсов на базе лицея; научное консультирование исследовательских работ и пр. В среднем 85% выпускников поступают в вузы в соответствии с профилем, по которому учились в лицее. Хорошая материальнотехническая база для реализации профильного обучения | Недостаточная информированность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг о преимуществах профильного обучения в лицее. Недостаточное количество учащихся лицея для необходимого набора трех профильных классов при малом "притоке" учащихся из других ОУ. Отсутствие географической площадки как необходимого пространства для преподавания предмета на профильном уровне | Разработка и реализация PRпрограммы профильного обучения в лицее. Создание географической площадки лицея | Наличие в городе специалиста по профориентационной работе. Востребованность профильного обучения у реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг лицея. Наличие широкой сети муниципальных и региональных услуг дополнительного педагогического образования по вопросам реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, подготовки к ЕГЭ | Возможны недостаточно высокие результаты ЕГЭ выпуск
| Планомерная подготовка педагогов и учащихся к ЕГЭ
|