|
… Просмотр видеофрагментов балета “Щелкунчик”. Сочинение песни для Маши и Щелкунчика. | П. Чайковского “Щелкунчик”: “Марш” детей у новогодней елки, “Вальс снежных хлопьев”, “Па-де-де” из второго акта.
| |||
1.16. | Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас» | Музыкальная викторина на определение жанра: песня-танец-марш. Обобщение по теме: композитор-исполнитель-слушатель. Постановка музыкальной сказки на сюжет «Щелкунчика». |
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе) | |
2.1. | Край, в котором ты живешь | Пр. Что такое «Родина»? Ц. Познакомиться с сочинениями отечественных композиторов о Родине Определение значения слова через логическую цепочку: РОД – РОДня – наРОД – приРОДа – РОДина. Прослушивание и разучивание песни по выбору, определение содержания и выразительных средств музыки. Определение особенностей русской музыки на примере произведения С.С.Прокофьева. | 1. З. Александрова “Если скажут слово “родина”…” 2. “Моя Россия” Г. Струве (стихи Н. Соловьевой), “Утро” А. Парц-халадзе (стихи Ю. Полунина), и “Добрый день!” Я. Дубравина (стихи В. Суслова) 3. “Песенка о солнышке, радуге и радости” И. Кадомцева, стихи Р. Копф) 4.С. Прокофьев “Ходит месяц над полями” | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).
| Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Разыгрывать народные песни, участвовать коллективных играх-драматизациях. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника. |
2.2. | Поэт, художник, композитор | Пр. Что такое образная природа музыкального искусства? Ц. Познакомиться со средствами музыкальной выразительности
Продолжение работы над песней. Определение выразительных средств разных видов искусств. Определение тембров музыкальных инструментов. Знакомство с тембром скрипки, имитация игры на скрипке. Определения настроения картины, цветовой палитры, особенностей композиции. Пластический этюд “Восход солнца” под стихотворение И. Никитина, чтение с усиливающейся динамикой. | 1.“Пастораль”, “Наигрыш” А. Шнитке 2. “Пастораль” Г. Свиридова 3. Картина “Утро” В. Васильева 4. Стихотворение И. Никитина “Вот и солнце встает”
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве художника, поэта, композитора Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения
| |
2.3. | Музыка утра | Пр. Как музыка рассказывает о жизни природы? Ц. Познакомить детей с музыкальными интонациями как с основой музыкального искусства Сравнение пьес, интонационно-образный анализ. Вокализация темы Э.Грига со словами “Солнышко всходит, и утор светлеет, природа проснулась, и утро пришло”. Вокальная импровизация со словами “Доброе утро”. Разучивание песни. Понятие контраста. | 1.“Пастораль”, “Наигрыш” А. Шнитке и “Пастораль” Г. Свиридова 2. Картина “Утро” В. Васильева и стихотворение И. Никитина “Вот и солнце встает” 3. “Зимнее утро” П. Чайковского (из “Детского альбома) и “Утро” Э. Грига (из музыки к драме “Пер Гюнт” Г. Ибсена) 4.“Доброе утро!” Д. Кабалевского (из кантаты “Песни утра, весны и мира” на стихи Ц. Солодаря) | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
| |
2.4. | Музыка вечера | Пр. Что такое жанр - колыбельной песни? Ц. Продолжить знакомить детей с музыкальными интонациями как с основой музыкального искусства Сочинение вокальной импровизации «колыбельной» с движениями покачивания. Пение знакомых колыбельных. Слушание пьес по выбору, сравнение, определение настроения и звукоизобразительных моментов, интонационно-образный анализ. Определение настроения картины, цветовой палитры, особенностей композиции. | 1 Колыбельная Умки” из мульфильма “Умка”, музыка Е. Крылатова, стихи Ю. Яковлева; “Спят усталые игрушки” А. Осторовского, стихи З. Петровой 2. Стихи Фета, Никитина о вечере 3. С. Прокофьев “Вечер”, А. Хача-турян “Вечерняя сказка”, Салманов “Вечер” 4. Репродукция с картины В. Марковой “Пейзаж с лошадью” 5.“Вечерняя музыка” В. Гаврилина из хоровой симфонии-действа по прочтению В. Шукшина | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
| |
2.5. | Музыкальные портреты | Пр. Что такое музыкальный портрет? Ц. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе Пение колыбельных песен. Ролевая игра “Узнай незнакомца”, интонационно-образный анализ произведений. Подбор и разыгрывание танцевальных движений (Моцарт «Менуэт»). Определение выразительных средств скороговорки, выявление отношения автора к героине миниатюры. | 2.«Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского. 3.Моцарт «Менуэт». 4.Вокальная миниатюра «Болтунья» С. Прокофьева.
| Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | |
2.6. | Музы не молчали | Пр. Что такое «Музы не молчали»? Ц. Обобщить представление исторического прошлого в музыкальных образах Раскрытие темы защиты Отечества. Определение значения слов: память-памятник. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Определение характерных черт солдатских песен. Разучивание песен.
| 1.А. Бородин. “Богатырская симфония” 2.Старинная народная песня “Солдатушки, бравы ребятушки” 3.“Песня о маленьком трубаче” С. Никитина (слова С. Крылова) 4. “Песня о веселом барабанщике”
| Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | |
2.7. | Мамин праздник | Пр. Какова роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя? Ц. Сопоставление поэзии и музыки Выразительное чтение стихотворения “Тихо, тихо, очень тихо…” В. Орлова, подбор музыки. Инструментальное музицирование: подбор тембров музыкальных инструментов (треугольники, металлофоны). Пластическое интонирование под музыку. Продолжение работы над песней. | 1. “Колыбельная” Г. Гладкова или “Колыбельная” (из “Детского альбома”) 2. “Спасибо” И. Арсеева (стихи З. Петровой), “Вот какая бабушка! Т. Попатенко (стихи И. Черницкой), “Праздник бабушек и мам” М. Славкина (стихи Е. Кагановой) | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
| |
2.8. | У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты | Пр. Что такое инструментовка и инсценировка песен? Ц. Послушать звучание народных музыкальных инструментов Повторение песен. Знакомство с тембрами фортепиано и виолончели. Звукоизобразительные возможности фортепиано. Имитация игры на скрипке и виолончели. Разучивание песни по выбору для праздника 8 Марта. | 1Эстонская народная песня “У каждого свой музыкальный инструмент” 2. Пьеса “Сладкая греза” П.И. Чайковского (из “Детского альбома”) 3. И.С. Бах “Волынка” 4. “Спасибо” И. Арсеева (стихи З. Петровой), “Вот какая бабушка! Т. Попатенко (стихи И. Черницкой), “Праздник бабушек и мам” М. Славкина (стихи Е. Кагановой) | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: подготовка устных рассказов в паре об услышанном | |
2.9. | Разыграй сказку | Пр. Как понимать детский фольклор? Ц. Познакомиться с музыкой в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры Сочинение мелодии песенки-дразнилки про Бабу-Ягу. Инструментальная импровизация на созданную мелодию. Разучивание игры. Разучивание песни, имитация игры на музыкальных инструментах, пение с солистом. | 1. Русская народная сказка “Баба- Яга”. 2.Эстонская народная песня “У каждого свой музыкальный инструмент” | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательны: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: инсценирование и драматизация
| |
2.10. | Музыка в цирке | Пр. Как воспринимать музыку в цирке? Ц. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение Музыкальное путешествие на цирковое представление, выявление музыкальных особенностей. Имитация дирижирования оркестром. Ритмическое сопровождение инструментами шумового оркестра, стуком кулачком, изображение цокота копыт (“Галоп” И. Дунаевского). Пластическое интонирование в сопровождении шумового оркестра (Д. Кабалевский “Клоуны”). Разучивание песни. | 1.“Выходной марш” из кинофильма “Цирк” Дунаевского 2.“Галоп” И. Дунаевского 3. “Мы катаемся на пони” Г. Крылова (стихи М.Садовского), “Добрые слоны” А. Журбина (стихи В. Шленского) 4.Д. Кабалевский “Клоуны” | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
| |
2.11. | Дом, который звучит. | Пр. Что такое опера, балет, мюзикл? Ц. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров Определение жанра оперы и балета. Знакомство с жанром оперы и балета. Пластическая импровизация (танец золотых рыбок). Имитация игры на воображаемой флейте в сопровождении ансамбля скрипачей. Продолжение работы над песней.
| 1. Рассказ о Детском музыкальном театре 2. Отрывки из знакомых произведений: “Садко” Н. Римского-Корсакова, “Щелкунчик” П. Чайковского 3. Отрывки из балета Р. Щедрина “Конек-Горбунок” - “Золотые рыбки”, оперы “Орфей и Эвридика” К. Глюка - (“Мелодия”) 4. “Мы катаемся на пони” Г. Крылова (стихи М.Садовского), “Добрые слоны” А. Журбина (стихи В. Шленского) | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях
| |
2.12 - 2.13. | Опера-сказка | Пр. Что это такое виды музыки? Ц. Познакомить детей с вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой музыкой в опере - сказке Определение жанра детской оперы. Рассказ о детском театре Н.И.Сац. Разучивание тем (Болтушки, Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Малыша и др.), постановка театральной сцены с исполнением марша под музыку. Разучивание и исполнение с инструментами шумового оркестра (треугольники, металлофоны, колокольчики). | 1. Опера М. Коваля “Волк и семеро козлят” (либретто Е. Манучаровой) 2. “Колыбельная Мамы-Козы” 3. “Воинственный марш”, хор “Семеро козлят” 4. Заключительный хор из оперы “Муха-цокотуха” М. Красева (стихи К. Чуковского) | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: формулировать учебную задачу Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).
| |
2.14 - 2.15. | Ничего на свете лучше нет… | Пр. Кто такие композиторы песенники? Ц. Познакомиться с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы Прослушивание музыкально-литературной композиции, характеристика тем главных персонажей. Просмотр мультфильма “Бременские музыканты” Разучивание песен по выбору. Рисование портретов главных героев. | 1. “Песенка друзей” из музыки Г. Гладкова к мультфильму “Бременские музыканты” 2. Фрагменты из музыкальной фантазии к мультфильму: “Песня друзей”, “Песня трубадура”. 3. Музыкально-литературная композиция “Бременские музыканты” 4. Песни по выбору из любимых мультфильмов | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: формулировать учебную задачу Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе)
| |
2.16. | Обобщающий урок по теме «Музыка и ты» | Ц. Обобщить музыкальные впечатления первоклассников Тестирование по авторской разработке Сергеевой Г.П. Подготовка к заключительному уроку-концерту: создание афиши любимых произведений, прослушанных за год. Повторение музыкальных произведений. | Любимые произведения по выбору учащихся | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: ориентация в способах решения задачи Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе музыкальных впечатлений | |
2.17. | Заключительный урок-концерт | 1. Исполнение песни о школе (о родине, о дружбе) 2. Слушание незнакомого музыкального произведения и демонстрация навыков восприятия музыки ее интонационно-образного анализа 3. Создание композиции, включающей вокализацию главной темы нового произведения, пластическое интонирование, инструментальное музицирование 4. Вокальная импровизация детей на заданную интонацию или стихотворный текст 5. Концертное исполнение (фрагмент из детской оперы с элементами драматизации, “разыгрывание” песни) 6. Конкурсы (по выбору учителя): исполнение знакомой песни, конкурс дирижеров, конкурс барабанщиков, конкурс марша и т.п. |
| ||
| Итого: 33 ч. |
|
|
|
Результаты освоения программы «Музыка» в I-IV классах.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально - ценностного отношения
школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы.
Предметными результатами изучения музыки являются: - устойчивый интерес к музыке и различным видам (или
какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира; элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются: - ориентация в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Выпускники начальной школы научатся:
выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
знать песенный репертуар клaссa, участвовать в концертном исполнении;
понимать элементы музыкальной грамоты как средства
осознания музыкальной речи;
понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);
разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
произведений разных жанров;
композиторов; сопоставлять особенности их языка, узнавать
творческий почерк русских и зарубежных композиторов;
Личностными результатами изучения музыки являются:
- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.
Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Тест для учащихся 1 класса.
Цель тестирования: выявить степень ориентации учащихся в жанрах музыки, объем эмоционального словаря, уровень музыкальных предпочтений детей.
Процедура организации тестирования.
1. Учитель заполняет сведения теста (город, номер школы, класс, фамилию, имя учащегося). Листки раздаются детям.
2. Учитель объясняет учащимся, что отвечать на вопросы нужно письменно, после звучания музыки, подчеркивая ответ на вопрос.
3. Последовательность заданий:
1) Звучат в записи последовательно три фрагмента. После звучания каждого из них дети подчеркивают верные, по