МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа

 

2.4. Программа  формирования  экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

 

 

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем: формировать установки на здоровый образ жизни; формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля,  планета Земля, экологическое сознание. Экологическое воспитание обеспечивает развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся -   комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих формирование общей культуры обучающихся на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовая и документальная основа Программы

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесс.1» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001 «Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;
  • Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;
  • Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся 1! начальной школе»;
  • Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями)

 

Паспорт  «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»

Наименование

 программы

«Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни»

Заказчик

Педагогический совет

Основные разработчики

Рабочая группа из представителей администрации, педагогов и родителей

Цель

Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

Формирование у  обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьсберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении;

Формирование у школьников экологической культуры, взаимоотношения человека и природы в историческом аспекте; личностное развитие школьников, развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся.

 

Задачи

 

·Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса

•формирование  представлений о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

•получение представления  с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

•формирование представления об основных компонентах  культуры здоровья и здорового образа жизни:

•выполнение  правил  личной гигиены и развитие  готовности на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье: формирование  представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

•формирование  представления о характере взаимоотношений человека и природы, основах  экологической безопасности проблемах, возникающих в результате нарушения экологического равновесия и способах их разрешения ;

•формирование  представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, обучение  ребёнка составлять анализировать и контролировать свой режим дня;

- формирование  экологическое сознания школьника;

•обучение  элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

 •формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

 •научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

•научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять экологию региона, страны;

•сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Сроки реализации программы

2011-2015

Орган, ответственный за реализацию программы

Педагогический совет

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

-Создание комфортного образовательного пространства.

 -Эффективное физическое развитие школьников.

 -Сохранение и улучшение здоровья обучающихся.

-       Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболевания, заболеваниями позвоночника.

-       Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

-       Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики.

-Обеспечение статистического учета, контроля и анализа на всех уровнях;

-Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода; обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию;

-Повышение заинтересованности участников образовательного процесса в укреплении здоровья обучающихся; стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности;

-Широкая пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта;

-Улучшение состояния здоровья обучающихся, положительная мотивация на здоровье, улучшение их физического и психического состояния здоровья, а также их успеваемости;

-Формирование экологической культуры школьника

- Развитие чувства ответственности при моделировании решения локальных экологических проблем;

- Формирование эмоционально-ценностного отношения к природному и культурному окружению через интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания в содержательном плане.

 

Содержание программы

1 блок. Здоровьесберегающая инфраструктура

Задача: создание условий для реализации программы 

 

Состав сотрудников здоровьесберегающей инфраструктуры

Деятельность

Планируемый результат

1

Директор ОУ

Осуществляет контроль за реализацией этого блока

Создание условий: кадровое обеспечение, материально- техническое, финансовое

2

Заведующая по хозяйственной части

Осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием всех помещений ОУ;

Организует соблюдение требований пожарной безопасности;

 Создает условия для функционирования столовой, спортзала.

Обеспечение соответствия состояния здания и помещений ОУ санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

 Оснащение кабинетов, спортзала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем.

3

 

Зам.директора по УВР

Разрабатывает построение образовательного процесса в соответствии с гигиеническими нормами.

Контролирует реализацию ФГОС и учебных программ с учетом индивидуализации обучения.

Организует работу по индивидуальным программам начального общего образования.

Изучает ППО в области здоровьесбережения, экологической безопасности.

Проводит коррекцию и контроль процесса формирования ЗОЖ обучающихся и педагогов. Разрабатывает рекомендации по валеологическому, экологическому просвещению обучающихся, учителей и родителей.

Организует воспитательную работу, направленную на формирование у обучающихся ЗОЖ, на развитие мотивации ЗОЖ  экологического сознания.

ПрПроводит коррекцию и контроль процесса формирования экологической культуры обучающихся и педагогов

Приведение УВП в соответствии  с состоянием здоровья и физических возможностей обучающихся и учителей, организующих процесс обучения обучающихся.

 Наличие условий сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности. Повышение валеологической и экологической грамотности учителей; наличие готовности у педагогов к  экологической и валеогической работе с учениками и родителями.

ПрПриоритетное отношение к своему здоровью: наличие мотивации к совершенствованию физических качеств; здоровая целости; личность. Наличие у обучающихся потребности ЗОЖ. формирование экологической культуры.

4

Классный руководитель, учитель физкультуры, учителя химии и биологии

Осуществляет просветительскую и профилактическую работу с обучающимися, направленную на сохранение и укрепление здоровья, формирование экологической культуры школьника. Проводит диагностическую работу по результативности и коррекции валеологической и экологической работы

Формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ; формирование здоровой целостной личности, обладающей экологическим сознанием

5

Ответственный за организацию питания

Организует просветительскую работу по пропаганде основ рационального питания; входит в состав бракеражной комиссии осуществляет мониторинг количества питающихся

-обеспечение качественного горячего питания

обучающихся, в том числе горячих завтраков

-формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах

6

Медицинский работник (фельдшер)

Обеспечивает проведение медосмотров. Организует санитарно- гигиенический и противоэпидемический режимы:

 -ведет диспансерное наблюдение за детьми;

-выполняет профилактические работы по предупреждению заболеваемости;

-обучает гигиеническим навыкам участников образовательного процесса

Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и ЗОЖ формирование потребности ребенка безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам состояния здоровья

7

Родители- члены УС

 

Контролируют соблюдение требований СанПиН. Участвуют в обсуждении совместной деятельности педколлектива, обучающихся, родителей по здоровьесбережению. Участвуют в совещаниях по подведению итогов по сохранению здоровья обучающихся.

Обеспечение результативности совместной работы семьи и школы.

 

2 блок.  Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

 

Задача: повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдых;

Планируемый результат:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся;
  • Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
  • Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа - деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования

 

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога

Направления деятельности

Учебная и внеучебная деятельность

1.Организация режима школьной жизни

1.Снятие физических нагрузок через:

-Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых: 1 классы- 33 учебных недели дополнительные каникулы в середине 3 четверти, 2-4 классы- 34 учебные недели, разбит на 4 четверти.

-Занятия обучающихся в 1 смену.

-Пятидневный режим обучения в с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.

 -«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре в 1-х классах.

-Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности)

. -35-минутный урок в течение всего учебного года в 1 классах

 -Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-3 урока в 1 классе.

-Рациональный объем домашних заданий: 2 классы до 1,5 часов, в 3-4 классах до 2 часов, отсутствие домашних заданий в 1 классе.

-Составление расписания с учетом динамики умственной работоспособности в течение дня и недели

 

 

2. Создание предметно- пространственной среды

1 .Отдельный блок для начальной школы.

-Для каждого класса отведена учебная комната.

-Физкультурный зал для обучающихся  школы.

2.0беспечение обучающихся удобным рабочим местом за партой в соответствии сростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

  1. Парты в классах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке.
  2. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе

 

 

3. Организация учебно-познавательной деятельности

1 .Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий:

 -технологии личностно- ориентированного обучения, концептуальные основы которых заложены в используемом   школой УМК «Школа 2100»

2.Корректировка учебных планов и программ:

-введение в школе 1 ступени за счет школьного компонента третьего часа физкультуры или ритмику (хореографии);

-введение внеурочной деятельности, спортивно- оздоровительного направления - кружок «Ритмика», кружки общефизической подготовки «Чемпион»»,  «Честь имею» ,экологической направленности –кружок «Юный эколог».;

-реализация планов индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.Оптимальное использование содержания валеологического и экологического образовательного компонента в предметах, имеющих профилактическую направленность: физическая культура, окружающий мир.

  1. Безотметочное  обучение в 1 классе..
  2. Специфика    организации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период уроков по отдельным предметам в адаптационный период: математика, окружающий мир, технология, физкультура, ИЗО, музыка.
  3. Реализация        раздела «Я и мое здоровье» программы духовно-нравственного воспитания и развития личности: реализация плана мероприятий по профилактике детского травматизма; изучение пожарной безопасности; проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий: осенний кросс, спортивный праздник; проведение дня здоровья; экскурсии; встречи с инспекторами ГИБДД.
  4. Реализация раздела «Экоград»: план мероприятий по формированию позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура,  планета Земля, экологическое сознание).

 

 

3 блок. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Задача: обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Планируемый результат:

  • Эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях);
  • Рациональная организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • Функционирование занятий по оздоровительной физкультуре;
  • Организация часа активных движений (динамической паузы) после 2 или 3 урока
  • Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и др.)

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической 1 культуры, а также всех педагогов.

 

 

Организация оздоровительно- профилактической работы

1 .Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья

• Медицинский осмотр детей (по графику);

• Мониторинг состояния здоровья, заболеваемости с целью выявления

наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения эффективной коррекционной и профилактической работ;

 2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

Проведение плановых прививок  (в т.ч. вакцинация против гриппа и др.);

Витаминизация;

Профилактика простудных заболеваний;

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;

Создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, сменная обувь в начальной школе и т.д.

Соблюдение санитарно-гигиенического противоэпидемического режима;

3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

Ежедневная физзарядка до занятий;

Согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе 4- летней начальной школы» (от 25.09.2000г № 2021\11-13), проведение физкульминуток на каждом уроке продолжительностью по 1.5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включены различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно- двигательного аппарата.

Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.11784\2 п.2,9.4, в середине учебного дня (после двух-трех уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

Подвижные игры на переменах, ежедневная прогулка и спортивный час в ГПД;

Внеклассные спортивные мероприятья:

Школьные спортивные кружки.

4. 0рганизация рационального питания предусматривает:

  • Назначение педагога, ответственного за организацию горячего питания в школе, за родительскую плату и бесплатное питание;
  • Создание бракеражной комиссии в составе: фельдшер, учитель, ответственный за организацию питания;
  • Выполнение требований СанПиН к организации питания в ОУ;
  • Соблюдение основных принципов рационального питания: (анкетирование детей и родителей по самооценке пищепотребления);
  • Проведение классных часов на темы формирования ценности здоровья и ЗОЖ;
  • Соблюдение благоприятных условий для приема пищи (необходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, вилки, салфетки), мытье рук перед едой, обучение культуре поведения в столовой, за столом
  • 100% охват обучающихся начальной школы горячим питанием;
  • Рейды комиссии по питанию с участием родителей с целью проверки; организации питания обучающихся в школе (проверяется наличие документов, санитарное состояние столовой, анализ меню, анкетирование, опрос обучающихся).

 

4.блок. Реализация дополнительных образовательных программ

Задача: внедрить программы дополнительного образования по формированию ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс. Планируемый результат: 

•внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс; 

•проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.; 

•создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье 

Реализация этого блока зависит от администрации ОУ, учителей начальных классов, педагога- психолога, учителей биологии и химии.

Внедрение программ, направленных на формирование ценности здоровья и ЗОЖ, экологической культуры

  • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье 
  • Реализации программы «Преемственность» (Программа по адаптации первоклассников к школе) 
  • Реализация планов по технике безопасности и программы по ПДД 
  •  «Развитие творческого начала и одаренных детей» (кружок «Хозяин », «Хозяйка», «Юный эколог») 

• «Обучение хореографическому искусству и организация досуговой деятельности»(кружок  «Музыкальный фольклор»

 

 

5 блок. Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Задача: организовать педагогическое просвещение родителей

 Планируемый результат:

  • Формирование общественного мнения родителей, ориентированного на ЗОЖ; 
  • Создание в семье благоприятной воспитывающей среды, способствующей улучшению межличностных отношений, повышению ответственности семьи за здоровье, физическое, эмоциональное, умственное, экологическое и нравственное развитие школьников. 

Реализация этого блока зависит от совместной деятельности администрации ОУ, учителей начальных классов, педагогов- психологов, школьного библиотекаря, учителей биологии и химии

1. Родительский всеобуч: просвещение через обеспечение информацией, размещение информации на сайте школы, сменных стендах

1 .Обсуждение с родителями вопросов здоровьесбережения в семье и ОУ, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы в данном направлении на родительских собраниях, лекториях. 

2.0бмен опытом семейного воспитания по ценностному отношению к здоро… Продолжение »