Программа учебно- исследовательской деятельности учащихся  включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

       Подпрограмма «Тренинг».  Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

        Подпрограмма «Исследовательская практика».   Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

         Подпрограмма «Мониторинг».   Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

 

Общая характеристика содержания подпрограмм

 

 Подпрограмма «Тренинг»

       В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:

1        видеть проблемы;

2        ставить вопросы;

3        выдвигать гипотезы;

4        давать определение понятиям;

5        классифицировать;

6        наблюдать;

7        проводить эксперименты;

8        делать умозаключения и выводы;

9        структурировать материал;

10    готовить тексты собственных докладов;

11    объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернёмся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах.

     Естественно, что при сохранении общей направленности заданий  они будут усложняться от класса к классу.

 

Подпрограмма «Исследовательская практика»

    Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе  исследовательского поиска постепенно возрастает.

 

Подпрограмма «Мониторинг»

     Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

 

Основные особенности программы первого класса

1        Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а  только со второй четверти.  Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).

2        Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей).  Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

3        Результаты собственной исследовательской работы  первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделяется специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвёртых классов (и это отмечено в таблице).

 

Распределение часов

 

Вид учебной  работы

Всего

Часов

Сроки проведения

 

Тренинг

 

 

   1

Общая трудоёмкость

12

В течении 2-й и 3-й четвертей учебного года

   2

Занятия со всей группой (классом) учащихся

12

 

Еженедельно

   3

Индивидуальная работа

 

 

   4

Самостоятельная работа

 

 

 

Исследовательская практика

 

 

   5

Общая трудоёмкость

8

В течение учебного года, начиная со 2-й четверти

   6

Занятия со всей группой (классом) учащихся

2

 

В начале 2-й четверти

   7

Индивидуальная  работа

6

В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года

   8

Самостоятельная работа

 

 

 

Мониторинг

 

 

   9

Общая трудоёмкость

6

В течение 2-й, 3-й  и 4-й четвертей учебного года

  10

Занятия со всей группой (классом) учащихся (мини-конференции)

4

В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года

  11

Индивидуальная работа

 

 

  12

Самостоятельная работа (участие в процедурах защит исследовательских работ учащихся вторых – четвёртых классов)

 

 

2

 

В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года

 

 

Содержание занятий в первом классе

 

Тема

Содержание

Дата проведения

 

 

Подпрограмма «Тренинг»

 

1

Что такое исследование

  Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

   Как и где  человек проводит исследование в быту?

   Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

   Что такое научные исследования?

    Где и как используют люди результаты научных исследований?

    Что такое научное открытие?

    Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными  доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека. понаблюдать,  провести эксперимент и др.0 в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные)

 

2

Наблюдение и наблюдательность

   Знакомство с наблюдением как методом исследования.  Изучение преимуществ и недостатков  наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

 

3

Что такое эксперимент

   Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

 

4

Учимся вырабатывать гипотезы

   Что такое гипотеза.  Как создаются гипотезы.  Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

 

5

Знакомство с логикой

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям.  Неправильные классификации – поиск ошибок.  Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания.

 

6

Как задавать вопросы

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы.

 

7

Учимся выделять главное и второстепенное

   Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом».

 

8

Как делать схемы

  Знакомство с понятиями:  схема, чертёж, рисунок, график, формула и т. п.  Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание – пиктограммы.

 

9

Как работать с книгой

    Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п.  С чего лучше начинать читать научные книги.  Практическая работа по структурированию текстов. 

 

10

Что такое парадоксы

   Что такое парадокс.  Какие парадоксы нам известны. знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа – эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

 

11

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

   Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями.

 

12

Как сделать сообщение о результатах исследования

   Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические  задания на сравнения и метафоры.

 

 

 

Подпрограмма «Исследовательская практика»

 

13

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

   Выбор темы.

Составление плана исследования.

Сбор материала.

Обобщение полученных данных.

Доклад.

 

14

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

   Каждый ребёнок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад.

 

15

Экспресс-исследование

   Перед прогулкой  или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогом этих исследований проводится мини конференция (желательно в тот же день). С краткими сообщениями выступают только желающие.

 

16

 

 

 

 

 

17

Семинар по итогам экскурсии

 

 

 

 

Коллективная игра-исследование

   Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику в каждой микрогруппе выделяется время на сообщение и ответы на вопросы.

 

18

Коллекционирование

   Каждый ребёнок выбирает тему для своей коллекции. И начинает сбор материала.

 

19

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

   Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводятся в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

 

20

Сообщения о своих коллекциях

   Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

 

 

 

Подпрограмма «Мониторинг»

 

21

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

    Дети выступают с короткими сообщениями по итогам  собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

 

22

Мини-конференция по итогам собственных исследований

   Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

 

23

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов

   Участие предполагает  заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

 

 

24

 

 

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов

   Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, вопросы авторам.

   На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около двух академических часов. Поэтому два последних занятия по объёму вдвое превышают обычные.

 

 

3.4 Кружок «Умницы и умники»

Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом  

          Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

 

       Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

 

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

 

Описание ценностных ориентиров содержания

курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

   

Особенности организации учебного процесса.

           Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

     Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

-   задания на развитие внимания;

-   задания на развитие памяти;

-   задания на совершенствование воображения;

-   задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находи

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz