МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

муниципального общеобразовательного учреждения Воскресенской средней общеобразовательной школы 
на период с  2007 года по  2011 год

 

 

Структура образовательной программы.

 

Введение

Раздел I.    Концептуальные основы работы школы.

       Модуль 1.1. Предназначение  школы.

       Модуль 1.2. Анализ образовательного пространства школы.

       Модуль 1.3. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы.

       Модуль 1.4. Цели образования в школе по ступеням обучения.

Раздел II.  Основные подходы в организации образовательного пространства школы. 

        Модуль 2.1. Характеристика образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждения.

Модуль 2.2. Учебного плана.

Модуль 2.3. Содержание предпрофильной и профильной подготовки в школе.

Модуль 2.4. Содержание дополнительного образования в школе

Модуль 2.5. Учебный план профессиональной подготовки

       Модуль 2.6. Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе школы

Модуль 2.7. Характеристика режима образовательного процесса в школе.

Модуль 2.8. Система аттестации обучающихся.

           2.8.1. Система промежуточное аттестации обучающихся.

           2.8.2. Система итоговой аттестации.

Модуль 2.9. Организация воспитательной работы и социальной защиты детей в школе.

Модуль 2.10.Мероприятия по реализации здоровье сберегающих технологий.

Раздел III. Показатели (измерители) реализации образовательной программы

Раздел IY. Первоочередные направления работы по реализации                    образовательной программы (перспектива до 2011 г.).

                   

Введение

 

Назначение программы: выстраивание образовательного пространства (создание условий), обеспечивающего качественное современное образование, адекватного государственным образовательным стандартам, потребностям общества и обучающихся. Образовательная программа является составной  частью Программы развития МОУ Воскресенской СОШ.

Цель программы: обеспечить выполнение социального заказа на различные виды образовательных услуг, задать принципиальные ориентиры и  возможные пути реализации и отслеживания этих ориентиров для основных субъектов образовательного процесса – обучающихся, педагогов и родителей

Образовательная программа школы строится на основе: 

  • Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
  • Устав школы.
  • Концепция федеральной целевой программы развития образования  на 2006-2010 годы;
  • Концепция модернизации российского образования до 2010 года;
  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

Сроки реализации программы  2007- 2011 годы.

Образовательная программа школы  реализует следующие принципы:

1. Принцип гуманитаризации - создание условий для развития внутренней потребности самосовершенствования, реализации творческих возможностей личности обучающихся.

2. Принцип гуманизации - основным смыслом образовательного процесса в школе становится развитие ученика.

3. Принцип развивающего обучения - отказ от репродуктивных мето­дик.

4. Принцип индивидуализации - всесторонний учет уровня развития и способностей каждого обучающегося, стимулирование и коррекции развития учащегося на основе личных планов и  программ.

5. Принцип дифференциации формирование структуры школы, при которой максимально учитываются индивидуальные способности и возможности обучающегося.

6. Принцип целостности - единство процессов развития, обучения и воспитания учащихся - создание сбалансированного образовательного пространства.

7. Принцип непрерывности - целостность системы образования всех трех ступеней полного (среднего) об­разования.

 

Раздел I.    Концептуальные основы работы школы.

 

Модуль 1.1. Предназначение  школы.

МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа является звеном муници­пальной системы образования Некоузского МР. Она обеспечивает реализацию конституционных прав детей, проживающих на террито­рии муниципального района, на получение ими основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональной подготовки по профессии «Тракторист категории  В, С, Е».

МОУ Воскресенская СОШ - это общеобразовательная школа, где обучаются,  воспитываются и развиваются сельские дети с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических и психологических) особенностей, образовательных потребностей и возможностей.

Школа предназначена для развития и социализации обучающихся, для воспитания личности, владеющей умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.

 Главной целью работы школы является оптимальное выполнение социального заказа школе на основе Закона «Об образовании» и региональных подзаконных актов по формированию функционально грамотного выпускника школы посредством освоения современных педагогических технологий.

В комплексе целей работы школы ведущими по отношению к школьникам являются:

ü        получение обучающимися в течение пяти лет основного и в течение семи лет среднего образования, отвечающего государственному стандарту;

ü        развитие логического мышления обучающихся, содействие полному раскрытию интеллектуального потенциала личности;

ü        формирование научного мировоззрения, соблюдая свободу совести;

ü        обеспечение всестороннего развития личности обучающегося, эстетического и физического воспитания, укрепление его здоровья;

ü        профессиональная ориентация обучающихся старшего возраста с учетом местных потребностей на базе раннего включения учащихся в производительный труд.

          Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы:

ü   в классах основной школы  на основе индивидуальных способностей, особенностей и состояния здоровья обучающихся и их интересов, решается задача развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся и их подготовки к самообразованию.

ü   в старших классах школы на основе вариативности учебного плана, учебных программ и учебного расписания решается задача достижения каждым выпускником функциональной грамотности и подготовки к поступлению в высшие  или средние специальные учебные  заведения, а также к работе по специальности «тракторист категории В, С, Е»  в сельскохозяйственных  кооперативах  района.

С целью более полного удовлетворения образовательных потребностей населения в школе реализуется несколько образовательных программ: программа  основного и среднего (полного) общего образования, предпрофильной подготовки учащихся, профессиональной подготовки, индивидуальные программы домашнего обучения в перспективе специального (коррекционного) образования VII вида.

Для  реализации  предназначение школа должна:

  • создавая условия для максимальной реализации личного потенциала обучающихся обеспечить  высокий уровень качества и доступности образовательных ресурсов  и услуг;
  • открыто сотрудничать с партнерами из государственного, общественного и частного сектора, обеспечивая реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования;
  • обеспечить эффективное использование финансовых и материальных ресурсов системы образования,  оптимальную организацию образовательного пространства территории.

 

Модуль 1.2. Анализ образовательного пространства школы.

Особенности построения образовательного процесса в школе связаны с территориальным расположением, сформированным социумом и факторами влияния социума на обучающихся, сложившимися социальными группами семей обучающихся.

Анализ факторов, влияющих на формирование реального образовательного пространства школы выявил следующее:

1.    Очевидна удаленность школы  от районного центра, «периферийность» по отношению к развитому образовательному пространству, удаленность от музеев, театров, выставочных комплексов и т.п.

2.   Среди семей, на сегодняшний день обучающих своих детей в школе, выделилось несколько групп:  семьи интеллигенции,  малообеспеченные семьи, родители работают в СПК, семьи (вызывающие наибольшую тревогу) часто меняющие школы для своих детей, неблагополучные семьи, где оба родителя нигде не работают.

3.   Выявлены факторы окружающей среды, негативно влияющие на детей и подростков:

-  в положении неблагополучия оказывается все большее количество детей и  подростков;

- увеличилось количество внешних ограничителей процесса развития детей (родительская и педагогическая некомпетентность, рост социальной агрессии, нестабильность семьи, экономические проблемы и т.д.);

-   ослабление в молодежной среде ценностного отношения к своему здоровью, низкий уровень развития культуры самосохранения.

4.   Существуют тревожные тенденции, нарастающие непосредственно в школе:

- интенсификация умственной деятельности обучающихся, которая достигается повышенным

объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени и малой наполняемости классов;

-    постоянное эмоциональное напряжение (стрессовые ситуации, «избегание неудач» на уроке,

несформированность коммуникативных навыков общения).

5.    Существенным социальным фактором, оказывающим влияние на образовательное пространство школы, являются учащиеся с ослабленным здоровьем, дети-инвалиды, дети с особыми образовательными потребностями. Школа в своей деятельности должна учитывать специфику работы с ними.

6.    Отношение родителей к процессу получения ребенком образования так же является

мощным социальным фактором. Следует отметить тот факт, что среди родителей только 30%

предъявляет достаточно высокие требования к образованию детей, стремятся дать ребенку не

только образование, соответствующее государственным образовательным стандартам, но и

создать условия для его дальнейшего развития, реализации его индивидуальных способностей

и интересов, удовлетворить потребности по допрофессиональной и начальной профессиональной подготовке, обеспечить социальную адаптацию ребенка. Однако значительную часть семей можно отнести к разряду социально дезадаптированных, не создающих необходимые условия для обучения и развития ребенка. Немногим лучше положение ребенка в семьях, которые индеферентно относятся к процессу получения ребенком образования. Таким образом, именно школа должна взять на себя значительную часть усилий общества по подготовке детей и подростков к взрослой жизни, созданию условий физического, морального, нравственного, интеллектуального и культурного их развития.

Школа должна отвечать на запросы всех социальных групп семей, индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня мотивации у разных групп учащихся, и при этом обеспечить эффективное противостояние неблагоприятным факторам «внешней» и «внутренней» среды, о которых говорилось выше.

Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач работы велось в соответствии с требованием создать условия необходимые для получения всеми учащимися полноценного образования. 

 

Модуль 1.3. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы. 

Основной целью школы является:

Создание благоприятных условий для формирования образованной, нравственной и творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации на благо Отечества.

Задачи образовательного процесса:

  • создание условий для повышения качества образовательного процесса, обеспечение его стабильности и результативности;
  • обновление содержания образования через поиск новых форм наполнения содержания БУП, повышение доступности и эффективности образовательного процесса;
  • создание системы предпрофильного и профильного обучения;
  • введение в образовательный процесс новых образовательных и информационных технологий, создание в школе единой информационной среды;
  • системное использование здоровьесберегающей технологии;
  • усиление воспитательного потенциала образовательного процесса;
  • создание условий для самореализации педагогов и учащихся через проектную, исследовательскую и другие виды деятельности;
  • выстраивание механизмов государственно-общественного характера управления

Школьника надо:

• научить организовать свою деятельность - определять ее цели и задачи, вы­бирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с дру­гими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

• научить объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды (выделять их существенные признаки, систе­матизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оцени­вать их значимость);

• научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетичес­ких ценностей - различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, ви­деть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;

• научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определен­ной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определен­ной местности и т.д.), сформировать способность анализировать конкретные жиз­ненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

• сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, - навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, комму­никативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;

• подготовиться к профессиональному выбору, то есть научить ориентиро­ваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда в системе профессиональ­ного образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к ус­ловиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования оп­ределенного профиля.

 

Модуль 1.4. Цели образования в школе по ступеням обучения.

Начальное общее образование – первая ступень общего образования. Обучение ведется по ОС «Школа 2100» и направлено на реализацию качественно новой  личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы. Целью образования в начальной школе является следующее:

-    Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к  учению, формирование желания и умения учиться;

-    Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

-   Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

-   Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-   Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

      Приоритетом начального общего образования является  формирование общеучебных умений и навыков.

 Способы обучения: деятельностные,  информационные, здоровьесберегающие.

      Начальное общее образование призвано помочь развить способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.      

Основное общее образование – вторая ступень общего образования. Образовательный стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования. Особенностью данной ступени образования является организация культурно-образовательных сред в школе для реализации способностей, возможностей, потребностей и интересов ребенка. Личное развитие детей является приоритетным в сравнении с их учебными успехами.

      Целями образования в основной школе является:

-   Формирование целостного представления о мире, выпускник должен достичь функциональной грамотности, необходимой в современном обществе.

-   Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

-   Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории. Условием достижения этой цели является предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе. В основной школе учащиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Способы обучения: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная деятельность. Рефлексивная деятельность. 

Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень образования.

В процессе модернизации старшая школа подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.

Целями образования в средней школе являются:

-         Формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

-          Дифференциация обучения с возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

-         Обеспечение учащимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности.

 

 

Раздел II.  Основные подходы и организации

образовательного пространства школы.

 

Модуль 2.1. Характеристика образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.

Реализуемые в школе образовательные программы направлены на достижение элементарной грамотности – I ступень, функциональной грамотности – II ступень, общекультурная компетентность с элементами профессиональной подготовки – III ступень.

Основой для школьной образовательной программы служит образовательная программа «Школа 2100»:

  • это система развивающего образования, готовящая школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и сформулировать новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
  • она доступна для массовой школы;
  • все учебники для начальной школы, созданные в рамках Образовательной программы «Школа 2100», а также большинство учебников для основной школы рекомендованы или допущены Министерством образования РФ.
  • имеет отлаженную систему контроля и мониторинга результатов учения.

Система обучения структурирована по ступеням обучения

1 ступень

  1. Традиционное обучение
  2. Развивающее обучение по ОС «Школа 2100»
  3. Развивающие курсы (Риторика, информатика)

2 ступень

  1. Традиционное обучение
  2. Развивающее обучение по ОС «Школа 2100»
  3. Развивающие курсы (Риторика)
  4. Раннее изучение информатики (с 5 класса)

3 ступень

  1. Традиционное обучение
  2. Профессиональная подготовка

 

1. Образовательные программы начальной школы (первая ступень обу­чения).

 Цели:

- формирование базовых знаний и навыков;

- формирование познавательной мотивации учения, навыков самостоятельного планирования и контроля познавательной деятельности, культуры общения и самопознания;

- достижения обязательного образовательного минимума, государственных стандартов начального обучения.

В начальной школе все классы работают по образовательной системе «Школа 2100».

учебно-методический комплект 

1 ступень

1 кл

2 кл

3 кл 

4 кл

 

 

 ОС «Школа 2100»

Русский

Русский

Русский

Русский

Литература

Литература

Литература

Литература

Математика

Математика

Математика

Математика

Окр.мир

Окр.мир

Окр.мир

Окр.мир

 

Риторика

Риторика

Риторика

 

Технология

Технология

Технология

 

Информатика

Информатика

Информатика

Учителя, работающие в этих классах, используют примерные программы начальной школы и сборник программ образовательной системы «Школа 2100» опубликованные издательским домом  БАЛАСС М рекомендованные Министерством образования РФ, «Дрофа», Москва, 2005.

Программа  курса «Обучение грамоте» - программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебником «Букварь» (прежнее название – «Моя любимая Азбука»), авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина и прописями «Мои волшебные пальчики», автор О.В. Пронина. Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

            Программа «Чтение и начальное литературное образование» - программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Программа по русскому языку для начальной школы - программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Русский язык» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

Программа курса «Детская риторика» для  начальной школы - программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Детская риторика» для 1–4 кл., под ред. Т.А. Ладыженской.

          Программа  курса окружающего мира соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Окружающий мир» для 1–4 кл., авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др.  Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

          Программа  курса математики для начальной школы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Математика» для 1–4 кл., авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному

Образованию в современном обществе.
          Программа  пропедевтического курса «Информатика в играх и задачах» - программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Информатика» («Информатика в играх и задачах») для 1–4 кл., автор А.В. Горячев. Изучение информатики в начальной школе предполагается в основном без использования компьютеров.

Программа по изобразительной деятельности для  начальной школы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена рабочими тетрадями «Изобразительное искусство» для 1–4 кл., авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы по ИЗО деятельности. Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой  деятельности.
2 Образовательные программы основной школы (вторая ступень обу­чения).

 Цели:

-        обеспечение обязательных  стандартов образования;

-        удовлетворение запросов и потребностей учащихся на образовательные услуги;

-        создание психологически комфортной  образовательной среды  для общего интеллектуального и нравственного развития личности.

Учителя, работающие в 5-9 классах, используют примерные программы и сборник программ образовательной системы «Школа 2100» опубликованные издательским домом  БАЛАСС М рекомендованные Министерством образования РФ, «Дрофа», Москва, 2005. 

учебно-методический комплект

ОС «Школа 2100» 

2 ступень

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

Русский

Русский

Русский

Русский

Русский

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Риторика

Риторика

Риторика

Риторика

Риторика

История

История

История

История

 

 

Программа по русскому языку 5–9-й классы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Русский язык» для 5–11 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. Программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы школьного курса русского языка.

Программа по литературе  5- 11 классы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» для 5–9 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др.  Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

Программа по риторике 5- 11 классы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Школьная риторика» для 5–7 кл. и «Риторика» для 8–11 кл., под ред. Т.А. Ладыженской. Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Программа «Российская и всеобщая история» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Всеобщая история» и «История России» для 5–9 кл., авторы Д.Д. Данилов и др.  Данная программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

 

Образовательная программа среднего (полного) общего образования.

В школе используются учебные   программы, утверждённые Министерством образования РФ. Объём и время прохождения программ соответствует базовому стандарту.  Предметы школьного компонента преподаются учителями школы с использованием программ утвержденных Министерством образования РФ и рекомендаций департамента образования администрации Ярославской  области. Осуществляется согласованность программ.

Заинтересованность учащихся в изучении элективных курсов и предметов выявлена микроисследованиями.

Программно-методическое обеспечение позволяет в полном объеме реализовать учебные планы. В своей работе учреждение использует государственные образовательные программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Министерством образования РФ. Все учебные программы обеспечены учебно-методическими материалами.  Каждый учитель работает в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием. Программы реализуются в полном объеме.

Учебные программы, тематическое планирование соответствуют образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью. В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведется по учебникам, значащимся в федеральном Перечне учебных изданий.

(Приложение №1)

Модуль 2.2. Учебного плана.

 

Учебный план школы  направлен на:

-         успешное освоение учащимися государственных образовательных стандартов;

-      &… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz