- осуществление профессиональной подготовки в 10 -11 классах средней школы.
Учебный план школы сформирован на основе:
- «Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации 1998 года»;
- Примерного учебного плана начальной школы, реализующей образовательную программу
« Школа 2100»;
- «Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
- Регионального учебного плана для 9-х классов образовательных учреждений Ярославской области, реализующих программы основного общего образования, реализующих программы основного общего образования.
- Регионального учебного плана для завершающей ступени общего образования 10-11 классов общеобразовательных учреждений Ярославской области, реализующих ФК ГС общего образования.
При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами.
Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого.
I ступень «Начальная школа»
Системы обучения:
- развивающая система ОС «Школа 2100»
Часы школьного компонента используются на обеспечение усвоения базового компонента всеми учащимися и для расширения содержания преподавания.
Включены новые предметы:
1. Во 2, 3 и 4 классах введен предмет “Риторика”. Новый курс способствует обучению детей искусству речи, умению общаться с собеседником, культуре речевой коммуникации учащихся.
2. За счет школьного компонента со второго класса введен предмет «Информатика и ИКТ». Цель курса: освоение независимых от компьютера популярных видов деятельности, для которых компьютер выступает в качестве инструмента. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
3. Во 2-3 классах введено изучение иностранного языка (английского)
Из вариативной части выделены часы:
На предмет « ОБЖ» в учебном плане выделен 1 час для групповых занятий начальной школы (по 11 часов в каждом классе) с целью изучения ПДД и предотвращения детского дорожного травматизма.
II ступень «Основная школа»
Системы обучения:
- традиционная
- развивающее обучение ОС «Школа 2100»
Учебный план ориентирован на развитие учащихся и на подготовку учащихся к непрерывному образованию и труду.
Учебный план состоит из 7 образовательных областей:
- филология (русский язык, литература, английский язык, немецкий язык, риторика). Осуществлена преемственность в обучении начальная школа – среднее звено.
- математика (математика, основы информатики и вычислительной техники);
- Во все классы с 5 по 8 добавлен 1 час из вариативной час учебного плана для обеспечения непрерывности изучения курса «Информатика», который дает учащимся необходимые знания и умения, предусмотренные стандартами обучения.
- обществознание (история, обществознание, география, историческое краеведение); добавлен 1 час на изучение обществознания в 7 классе, как пропедевтический курс, за счет часов вариативной части ведется в 5 классе пропедевтический курс « Как люди изучали Землю и создавали карту»
- естествознание (физика, химия, биология, природоведение);
- искусство (изобразительное искусство, музыка, искусство) В 5-6 классах проводятся разновозрастные занятия по ИЗО и музыке
- технология (технология, черчение) В 5-6, 7-8 классах проводятся разновозрастные занятия по технологии, деление происходит на 2 подгруппы – девочки и мальчики.
- физическая культура (физкультура, основы безопасности жизнедеятельности). В 5-6 классах проводятся разновозрастные занятия по физкультуре. На предмет « ОБЖ» в учебном плане 5-го класса выделен 1 час для групповых занятий (по 7 часов в каждом классе) среднего звена с целью изучения ПДД и предотвращения детского дорожного травматизма и поведения учащихся в экстремальных ситуациях.
Учебный план старшей ступени включает в себя инвариантную и вариативную части.
В инвариантную часть входят базовые общеобразовательные курсы, обязательные для всех обучающихся в 10-м и 11 классе. Вариативная часть представлена:
- обязательными занятиями по выбору школы для группы универсального обучения;
- элективными курсами, которые, в свою очередь, делятся на курсы для всего класса, курсы для обучающихся в группе универсального обучения и курсы для группы профессиональной подготовки. Объем обязательных для посещения элективных курсов — 4 часа.
Обязательные учебные предметы на базовом уровне
Образовательная область «Филология» представлена предметами «Русский язык», «Иностранный язык», «Литература».
Русский язык является обязательным предметом и изучается в ГУО по 1 часу в 10 и 11 классах С 2008-2009 учебного года обучение русскому языку на старшей ступени осуществляется по УМК ОС «Школа 2100» авторов Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева.
В условиях профильного обучения возрастает роль иностранного языка, изучение которого является не только обязательным, но и достаточно глубоким (3 часа в неделю).
Образовательная область «Математика» представлена предметами «Алгебра и начала анализа», «Геометрия». Количество часов по данным предметам: 3 часа алгебры и 2 часа геометрии, введен дополнительный час на преподавание алгебры с целью подготовки к сдаче ЕГЭ.
Образовательная область «Обществознание» представлена предметами «История», «Обществознание», обучение по указанным предметам осуществляется по учебникам и учебным программам, рекомендованным для общеобразовательных школ.
Образовательная область «Естествознание» представлена предметами «Физика», «Химия», «Биология». Изучение данных предметов осуществляется при 2-х часах: физика — 2 часа, химия - 2 часа (добавлен 1 час в неделю для поддержки базового предмета), биология -1 час. Для обучающихся вводятся дополнительно по 1 часу в неделю на изучение физики и химии для выполнения учебных программ.
Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура».
Часы регионального компонента используются для изучения учебных предметов «ОБЖ» и «География». Эти предметы являются обязательными учебными предметами на базовом уровне регионального учебного плана, независимо от реализации профильного или универсального УП. Предмет ОБЖ изучается в объеме 1 час в неделю в течение двух лет.
На базовом уровне в учебном плане представлены предметы «Информатика и ИКТ» по 1 часу в неделю, «МХК»- по 1 часу в неделю и «Технология» - 1 час в неделю в течение двух лет, при делении на группы девушек и юношей при организации разновозрастных занятий в 10-11 классах.
Модуль 2.3. Содержание предпрофильной и профильной подготовки в школе.
Обучение в 8-9 классах имеет свою особенность: предпрофильная подготовка учащихся. Она направлена на развитие индивидуальных потребностей ребенка. Система предпрофильной подготовки выстроена с учетом традиций школы, ее кадрового потенциала и материальной базы. В учебном плане 9 класса активно ведется профориентационная работа с помощью элективного курса «Путь к профессии». Для всех учащихся класса заложена возможность пройти через краткосрочные (8-16 часовых) предметные курсы, направленные на расширение знаний по предмету и информационного горизонта ученика.
Создана возможность:
- непрерывного изучения предмета Технология
- для юношей пройти пропедевтические курсы по профессиональной подготовке
- для девушек расширенного изучения предметов.
По социальному заказу родителей и по результатам изучения образовательных потребностей учеников за счет компонента ОУ в учебном плане оставлены предметы «черчение» и «технологии» с целью обеспечения непрерывности технологического образования и подготовки обучающихся к профессиональному обучению на третьей ступени. В 9 классе за счет часов школьного компонента проводятся разновозрастные занятия по технологии, деление происходит на 2 подгруппы – девочки и мальчики. Часы вариативной части используются для организации предпрофильной подготовки у мальчиков и девушек отдельно. Занятия у мальчиков организованы с целью подготовки к профессиональному обучению, курсы для девочек подготовлены по заявкам родителей и учащихся.
Элективные учебные предметы – обязательные самостоятельные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Изучение элективных учебных предметов направлено на:
- развитие содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ;
- дополнение профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становиться в полной мере углубленным;
- удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Модуль 2.4. Содержание дополнительного образования в школе
Задача школы - направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия.
Система дополнительного образования в школе строится на принципах: разумности, профессионализма, разнообразия, системности, опоры на интересы и потребности детей, свободы выбора и добровольности участия в предлагаемых кружках и секциях.
Цели системы дополнительного образования школы:
1. Создание условий для всестороннего развития личности: интеллектуального, творческого, физического.
2. Формирование здорового образа жизни обучающихся.
3. Профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.
4. Расширение творческой деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Задачи системы дополнительного образования школы:
- придание досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер;
- развитие системы дополнительного образования школы;
- формирование положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе деятельности;
- создание оптимального педагогически организованного пространства проведения подростками свободного времени.
Основные направления системы дополнительного образования
Система дополнительного образования представлена кружками и секциями. Выбор кружков обусловлен склонностями и интересами учащихся, а так же направленностью учебно-воспитательного процесса и кадровым потенциалом. На основе изучения потребностей учащихся школы и их родителей в дополнительном образовании, учета материально-технических условий его обеспечения, накопленного опыта, создана системы дополнительного образования.
Внеурочная деятельность | Внешкольная работа | Кружки |
Олимпиады в школе День науки Предметные недели Интеллектуальные игры | Объединения по интересам: «Очумелые ручки», Литературная гостиная Клуб выходного дня Клуб веселых Почемучек
| «Волейбол» «Атлет» «Вокалист» «Хозяин крестьянской усадьбы» «Хозяюшка» Танцевальный кружок |
Все дополнительные образовательные услуги оказываются в рамках бюджетного финансирования, т.е. бесплатно для учащихся.
Кроме того, учащиеся школы имеют возможность получать дополнительное образование за счет дистанционного обучения – ОЛИМП, ЭКОЛОГ.
Модуль 2.5. Учебный план профессиональной подготовки
В учебной деятельности школа вышла на инновационный процесс, связанный с профессиональным обучением в старших классах. На базе школы в 10 – 11 классах введена начальная профессиональная подготовка по специальности «Тракторист категории ВСЕ» с выдачей свидетельства государственного образца о получении специальности. Внедрение профессионального обучения было реализовано на основе технического профиля Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ. Программы составлены на основе типовых программ для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных училищах по профессии Тракторист категории ВСЕ. Тематическое планирование утверждается директором школы. Сдача квалификационного экзамена по профессии, как экзамена по выбору учащегося, во время государственной ( итоговой ) аттестации за курс полной средней школы.
Модуль 2.6. Педагогические технологии, используемые
в образовательном процессе школы
Педагогические технологии, используемые в школе, решают задачу максимального стимулирования мыслительных процессов у учащихся, формирование навыка рефлексии, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные, технологии проблемного обучения, технологии игрового обучения, технологии разноуровневого обучения.
Технологии развивающего обучения: технология проектного обучения, технология личностно-ориентированного обучения.
Технологии обучения в разновозрастных группах.
В школе разработаны единые требования к личностно-ориентированному уроку.
· Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся.
· Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
· Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, без боязни дать неправильный ответ.
· Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимый для него вид и форму учебной деятельности.
· Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения.
· Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание педагогических условий для естественного самовыражения ученика.
Неотъемлемым компонентом учебного занятия - этап рефлексии. Средства рефлексии: самонаблюдение, самоанализ, планирование перспектив и их оценка.
Средства обучения, используемые в образовательном процессе:
- разноуровневые контрольные работы;
- тесты;
- тетради с печатной основой;
- компьютерные обучающие программы (репетитор).
Модуль 2.7. Характеристика режима образовательного процесса в школе.
Организация педагогического процесса и режим функционирования школы определяется требованиям СанПиН, Уставом школы, лицензией и документами локального характера. В соответствии с «Типовым положением об общеобразовательном учреждении» (п. 33, 34, 25) общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ трех ступеней образования:
1ступень - начальное общее образование (срок обучения 4 года)
2 ступень—основное общее образование (срок обучения - 5 лет)
3 ступень-среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения – 2 года)
Начало учебного года - 1 сентября Продолжительность учебного года:
1 ступень - до 25 мая
2,3 ступени - до 30 мая
9,11 классы - до 25 мая
Экзамены: 9 класс - до 16 июня
11 класс - до 21 июня
Продолжительность каникул - 30 дней.
Школа работает в одну смену, продолжительность учебной недели устанавливается годовым календарным планом в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями
Расписание уроков составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Продолжительность урока - 45 минут. Среднее количество уроков в день:
1 ступень - 4 -5 уроков
2 ступень - 5 - 6 уроков
3 ступень - 6- 7 уроков.
Продолжительность перемен 10 минут, большая перемена 50 минут.
Средняя наполняемость классов 9 человек.
Питание осуществляется в школьной столовой.
В школе работает библиотека, пришкольный интернат.
Большая часть уч-ся ежедневно подвозится школьным автобусом.
Назначение каждой ступени обучения определяется ст. 31,32, 33 «Положения об общеобразовательном учреждении»
Преобладающая форма учебного процесса классно-урочная система.
1 ступень « Начальная школа » - представляет собой сеть традиционных классов и РВГ
3 класса – комплекта.
Основная задача этой ступени - организация предметно-пространственной среды для учебы, общения, подвижных игр, для пробы возможностей и демонстрации своих достижений.
Организация образовательного процесса в начальной школе имеет следующие особенности:
- процесс обучения построен на основе единой проблемно-диалогической технологии изучения нового материала, что позволяет урок объяснения нового материала заменить уроком «открытия» знаний
- используются следующие формы учебных занятий: уроки, урок – игра, экскурсия, сочетание индивидуального обучения с классно-урочной формой коллективной работы (преобладает игровая деятельность)
- обучение ведется по учебникам ОС «Школа 2100».
- ученик всегда знает, что за учебный материал он будет изучать, каковы конкретные задачи стоят перед ним и что за результат получится в процессе его изучения;
- наличие системы творческих заданий, которые учат применять
полученные знания в жизни;
2 ступень «Основная школа»
5 классов – комплектов.
Цель: Создание насыщенной образовательно-пространственной среды для формирования способностей подростка к осуществлению выбора собственной траектории обучения и развития.
Обучение на данной ступени организовано через:
- преподавание обязательных учебных предметов
- введение предметов образовательной системы « Школа 2100» (риторика, информатика)
- активизацию познавательной деятельности через занятия в РВГ
- введение предпрофильной подготовки в 8 – 9 классах
- создание системы внутриклассной уровневой дифференциации
- использование нетрадиционных форм учебных занятий: уроков, лекций, семинаров, деловых игр и т.д.
- использование современных педагогических технологий – ЛОО
- создание системы контроля для оценки достижений учащихся (портфолио)
Сохраняется преемственность между ступенями в технологиях и программах.
Преподавание музыки, ИЗО, физкультуры в 5 – 6 классах проводиться по методике РВО, что позволяет при организации учебного занятия использовать максимальное количество приемов и методов.
Преподавание «Технологии» в 5, 6, 7, 8 классах проводиться в РВГ при делении на две группы – девочки и мальчики, что реализует запросы детей и родителей учащихся.
3 ступень, завершающая ступень общего образования.
2 класса- комплекта.
Организация образовательный процесс 3 ступени:
- учебные предметы федерального компонента представлены на базовом уровне.
- созданы две группы обучающихся – группа универсального обучения и группа профессиональной подготовки:
- ГУО – группа девушек, для расширения кругозора учащихся введены учебные курсы – «Кулинария», «Делопроизводство», «Бизнес и производство», «Машинопись в Word»
- ГПП – группа юношей, реализуется программа профессиональной подготовки «тракторист категории В, С, Е»
- участие обучающихся в деятельности общественного объединения – школьная республика БИТРИГМ
- технологии ЛОО
Выпускники школы 3 ступени получают аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о профессиональной подготовке
Образование на третьей ступени обучения, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной, средней школы следующих задач:
- продолжить нравственное, физическое и духовное становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению
Модуль 2.8. Система аттестации обучающихся.
2.8.1. Система промежуточное аттестации обучающихся.
В рамках настоящей образовательной программы в школе используются различные формы аттестации учащихся. Учет результативности обучения учащихся на протяжении всего периода осуществляется традиционными формами оценки (текущая успеваемость, рубежный контроль, типовые контрольные и тестовые работы, контрольные работы, тесты) организуются в соответствии с календарным тематическим планированием по предмету и по плану внутришкольного контроля.
Объект контроля | Средство контроля | Периодичность контроля |
Качество общеобразовательной подготовки выпускников | ||
I ступень | Контрольные работы, тесты; проверка вычислительных навыков; техника чтения; текущая успеваемость и анализ ее результатов. | каждая учебная четверть |
II ступень | Контрольные работы, тесты; | в течение года |
итоговая государственная аттестация; | июнь | |
результаты участия учащихся школы в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх | в течение года | |
продолжение выпускниками основной школы получения образования. | Сентябрь | |
III ступень | Мониторинговые контрольные работы; зачеты; защита рефератов, учебно-исследовательских работ; | в течение года |
итоговая государственная аттестация: 3 обязательных экзамена (русский, литература, математика) и 2 экзамена по выбору учащегося; | Май-июнь | |
результаты участия школы в различных предметных олимпиадах; | Декабрь-январь | |
результаты поступления в учреждения высшего и среднего профессионального образования | сентябрь | |
Степень социализации (социальный статус учеников в школе). | Данные социометрии. | два раза в год |
Результаты устройства на работу (учебу). | октябрь | |
Состояние здоровья | Данные диспансеризации учащихся. | ежегодно |
Анкетирование | ежегодно | |
Данные о пропусках уроков по болезни. | Раз в четверть |
2.8.2. Система итоговой аттестации.
- Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в Школе завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, проводимой в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений РФ.
- Результаты сдачи квалификационного экзамена по профессиональной подготовке считаются одним из экзаменов итоговой аттестации
Модуль 2.9. Организация воспитательной работы и социальной защиты детей в школе.
Воспитательная работа в школе строится исходя из того, что воспитание есть управление развитием личности. Управлять – значит создавать условия для развития ребёнка, включать его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулировать самопознание, саморазвитие, самореализацию. (Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. С. Селиванова).
В качестве принципов, определяющих содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:
- Принцип системности. (Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целей системы воспитания. Воспитание эффективно, если оно системно).
- Принцип сотрудничества. (Обучение и воспитание - взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействии воспитателя и воспитанника. Один из главных инструментов воспитания - коллективы школы в содружестве с родителями, представляющие союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей ответственностью. Это творческое сотрудничество единомышленников.).
- Принцип личностного похода. (Главная ценность и основной объект заботы - личность ученика. Высшим показателем оценки работы школы надо считать самочувствие в ней человека, каждого ребенка и взрослого. Высокая требовательность к ученику должна органически сочетаться с уважением его человеческого достоинства, внимания к его индивидуальным и возрастным особенностям, принятия его неповторимого своеобразия)
- Принцип творческой самодеятельности воспитанников (свобода и стимулирование деятельности детей), самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение воспитанниками, соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности. «Для детей - руками детей»).
- Принцип нестандартности. (Воспитательный процесс дискретен (прерывистый): ребёнок не всё время находится под воздействием школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было запоминающимся, воспитывающим. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны.)
- Принцип успешности. (Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении. Успех не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, но и открывает новые возможности, то есть новую зону ближайшего развития) (Л.С. Выготский).
Главное в воспитательной работе школы - целостная личность ребенка. Поэтому в основе деятельности лежат общечеловеческие, личностные, гражданские ценности, и мы ставим своей целью воспитание человека, личности, гражданина.
Воспитательная работа ведется по следующим направлениям: интеллект, здоровье, профессиональная ориентация, развитие модели ученического самоуправления.
Эти направления реализуются в познавательной, спортивно-оздоровительной, краеведческой деятельности. Технология воспитания: система коллективных творческих дел.
ЗАДАЧИ:
1. Приобщение к ценностям культуры, возрождение русских национальных и культурных традиций.
Педагогические условия реализации задачи: проведение славянских праздников, организация школьных выставок, конкурсов, викторин, исполнение русских народных песен, частушек, организация работы школьного музея, экскурсии, походы, беседы, диспуты, вечера.
2. Формирование бережного отношения к своему физическому и нравственному здоровью.
Педагогические условия реализации задачи: беседы, тесты, социальные опросы, оформление листков - бюллетеней здоровья, организация спортивных соревнований, работа секций и кружков, контакт с работниками социальной сферы, посещение музеев, театров, концертов, выставок, вечера, праздники, обзоры книг, акции милосердия.
3. Воспитание ответственного отношения к жизни, выбору профессии, к труду. Педагогические условия реализации задачи: введение курсов по профориентации, тесная связь с профконсультантом центра занятости населения, тестирование, анкетирование, экскурсия на предприятия, оформление «листка-пропедевтики» для выпускников 11 класса, трудовая деятельность по благоустройству школы и школьной территории, работа на пришкольном участке, ремонтные работы.
4. Организация самопознания и самовоспитания. Педагогические условия реализации задачи: тестирование, беседы.
Реализация целей и задач и идей построения ВСШ осуществляется посредством творческой деятельности учащихся, учителей, родителей, через ученический орган самоуправления.
Высшим органом общешкольного ученического коллектива является общее собрание школьников, которое превращает ученика в активного соучастника всех процессов проходящих в школе.
Органом ученического самоуправления в школе является Совет Школьной страны – это постоянно действующее объединение школьников, состоящее из представителей 2 – 11 классов.
Главная идея: централизованное руководство первичными коллективами, объединение усилий классных коллективов в различных видах деятельности (общественно-политической, учебной, культурно-массовой, спортивно-туристической) преемственность в работе.
В основе организационно-педагогической модели нашей школы лежит социальный заказ на подготовку к жизни сельского школьника. Сочетание крестьянской мудрости с высокой образованностью позволит воспитать настоящего хозяина земли.
Основой деятельности школы определены взаимосвязанные составляющие:
Воспитательный процесс. | Производственная деятельность. |
изучение истории села, трудовые традиции старшего поколения (музей) | - работа в учебных мастерских -уроки профподготовки |
воспитание общей культуры селянина
| организация летнего лагеря труда и отдыха, детской оздоровительной площадки, опытно-пришкольного участка |
воспитание нравственного и физически здорового, делового человека. | - сотрудничество с хозяйствами села -шефская работа |
В штатном расписании школы есть социальный педагог, который курирует работу с детьми попавшими в трудную жизненную ситуация, стоящими на внутришкольном учете.
Социальная служба в школе - мини-система защиты детства, маленькая служба внутри школы.
Социальная сл